Пока собирался начать писать разъяснение первого задания БОТ 5.1, как подоспел текст по проекту А.Левенчука, с которым мы идём параллельными курсами, только у меня колея поуже
Айрат Бурганов находится с Анатолием Левенчуком
https://www.facebook.com/airatburganov/posts/1010017156180870
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Ниже рассказано про книгу Образование для образованных 2020 (в дальнейшем ОдО), которую написал Левенчук Анатолий Игоревич, научный руководитель "Школы Системного Менеджмента"
Я давно слежу за блогом Левенчука, прошел несколько курсов в ШСМ. В том числе в мае 2020 проходил курс с ровно таким же названием. Я довольно близко знаком с материалом книги и с нетерпением ждал ее выхода. Летом она вышла и вот я ее прочитал.
О ЧЕМ КНИГА
Книга задает полный стек современных базовых знаний в представлении автора. Это представление базируется на современных исследованиях. Отдельно подчеркивается, что современный понимается как 2020 год - не 2000 или 2015, а вот прям 2020. Используется термин SoTA, state of the art - этот означает самые свежие представления в какой-то отрасли. Это SoTA постоянно меняется, так как сейчас изменения постоянны и более того, даже скорость этих изменений возрастает. Стек базовых знаний выбран для целей усиления интеллекта, а интеллект понимается как способность быстро разобраться в новой области. Получается, если проработать эту книжку, а потом проработать те трансдисциплины, про которые в ней рассказаны, станешь умнее и будешь быстрее достигать результатов. Трансдисциплины противопоставляются прикладным дисциплинам. Прикладная дисциплина - это то умение, которое непосредственно используется в деятельности. Примеры: Scrum в разработке, какие-нибудь техники продаж в маркетинге. Прикладных дисциплин - тысячи. Трансдисциплин много меньше. В книге тщательно отобраны трансдисциплины таким образом, чтобы изучение небольшого их количества привело к максимальным результатам.
Отдельно отмечу, что прагматизм вшит в философию книги, абсолютно все, что предлагается практично и в первую очередь предназначено для использования и изменения мира или себя, как части мира.
По прочтению книги оказывается, что буквально ВСЕ трансдисциплины, наиболее полезные и практичные для использования не изучаются в явном виде, а стоило бы. Во-многом это связано с тем, что эти трансдисциплины хоть и известны цивилизации, но плохо распиарены и материалы по ним разбросаны больше в научных статьях, нежели в готовых учебниках. Получается такая странная история, что умными людьми написано множество книжек, но эти книжки писались давно и на 2020 уже устарели. Устарело буквально все - психология, философия, фитнес, менеджмент, инженерия. Вообще все. Так вот ОдО дает свой взгляд на современное состояние дел в областях важных для практики. Не по всем трансдисциплинам есть учебники описывающие современное состояние дел, но сам факт попытки захода на современное состояние вдохновляет.
Множество вещей неочевидно и подразумевается интуитивно. Например логика или этика. Веди себя правильно и не веди себя неправильно. В книге ОдО выведено в осознанное поле из интуиции громадное количество вещей и ткнуто - изучи эти вещи явно. Например, оказывается, что известная поговорка всех статистиков "корреляция не означает причинности" уже устарела, об этом подробно в книжке The Book of Why написано. Или оказывается, что совершенно неполезно в физкультуре нагружать себя до боли в мышцах и молочной кислоты.
Страдание, неэффективность и недостижение результатов происходит из-за неверно положенных в голову базовых знаний. Рецепт: вытащить в осознанность, узнать лучшие практики на текущий момент, поправить, положить обратно. Вуаля - вы великолепны. Если есть какая-то странная неосознаваемая боль по поводу работы мозга, возможно после проработки ОдО будет понятно, куда двигаться, чтобы боль исчезла. Основная идея - выведи наружу и изучи явно.
СТЕК ТРАНСДИСЦИПЛИН
О каких же дисциплинах идет речь? Перечислю здесь, как я это понял в порядке важном для изучения и почему это важно для практики усиления интеллекта. Развивать можно любой уровень независимо, но лучше обращать внимания на все и каждый хоть по чуть-чуть.
* Стратегирование и развитие интеллекта. Тут обсуждается глобально вопрос целей и создания стратегий. Ставится под сомнение классический путь меднолобого достижения целей, взамен этого предлагается концепция бесконечного развития. Для бесконечного развития предлагается стек трансдисциплин.
* Психопрактики. Тут изучается, как уметь сосредоточенно работать не обнаруживая себя зависшим в фейсбуке, как иметь нормальную эмоциональную сферу. Тут самое важное работа с вниманием на разных временных масштабах.
* Фитнес. Тут системный фитнес и вывод в осознанную сферу работу с мышцами
* Мышление письмом и экзокортекс. Важно писать много текстов, чтобы мышление работало; важно широко использовать экзокортекс. Тут же GTD для управления делами. Заявляется, что пока мысль не записана, ее нет.
* Философские основания. Автор называет это онтологикой. Что лежит в основе рассуждений, в основе науки, в частности? Всяческие логические рассуждения. Так в 2020 их надо изучать заново, даже если вы вдруг были знакомы с ними, там все поменялось. Онтология, логика, эпистемология. Это дисциплины, которые используются каждый день каждым человеком неосознанно. А раз неосознанно, то значит не лучшим образом - просто, как сложилось. Их тоже надо выводить в осознанность и использовать эти дисциплины лучшим образом, по текущему SoTA 2020. Прагматизм тоже философская штука. Рассуждение, действие должно менять что-то в мире, если это не происходит, то этого по факту нет.
* Коммуникация. Для того, чтобы хорошо общаться с людьми и достигать целей есть SoTA практики.
* Системное мышление. Есть набор понятий, позволяющий компактно описывать самые разные явления. Этот набор понятий из системного мышления. Мир представляется как набор систем и о совершенно разных вещах можно мыслить как о системах. Клево уметь рассуждать примерно одинаковым образом о столовых приборах, корпорации Google, автомобиле Toyota Camry, полете на воздушном шаре или учебе в университете. И не только размышлять, а что-то делать в этих системах, в том числе конструировать их. Системное мышление противопоставлено редукционизму, когда все сводится к каким-то мелким деталям и автомобиль рассматривается как ведро с болтами. В системном мышлении осознанно выделяются различные системные уровни и между уровнем болтов и уровнем автомобиля выделяются еще десяток промежуточных уровней.
* Вычислительное мышление. За последние 50 лет произошел взрывной рост вычислительной техники и она проникла в каждую область жизни. Мало кто понимает, как именно работают современные вычисления. Даже программисты за пределами своей работы обычно не имеют этого кругозора. А там много всего интересного, нейросетки, ИИ, различные парадигмы программирования. Автор называет все это вычислительным мышлением и утверждает что общее понимание этого также трансдисциплина, важная для каждого.
* Кругозор в инженерии, менеджменте, предпринимательстве. Большая часть человечества так или иначе занята в этих областях, поэтому хорошо бы кругозорно знать, какие есть практики в этих областях. Если прокачан философский уровень и уровень системного мышления, такой кругозор будет получить существенно легче, видно на что обращать внимание.
* Кругозор в других областях деятельности.
* Далее прикладные практики, в книге про них не говорится, кроме того, что они есть. Книга про базовые знания, для прикладных дисциплин есть другие книги.
ОдО обзорная книга, она широкими мазкам размечает SoTA трансдисциплин, требуемых для изучения.
ИЗУЧЕНИЕ ТРАНСДИСЦИПЛИН
Что дальше? Дальше изучать эти трансдисциплины, но тут есть несколько проблем и нюансов, про которые надо упомянуть.
Во-первых, почему именно этот набор трансдисциплин, можно ли верить автору? А что если, какая-то важная трансдисциплина в ОдО не упомянута?
Автору верить необходимости нет, в книге множество первоисточников, она не является самодостаточным произведением, а базируется на множестве цивилизационных знаний "разлитых в воздухе", в статьях, в книгах. Я вполне допускаю, что какие-то важные трансдисциплины не упомянуты, но это не умаляет важности проработки упомянутых в ОдО трансдисциплин.
Во-вторых, будет ли достаточно просто прочитать ОдО и книги по трансдисциплинам?
К сожалению, нет. Просто прочитать книги недостаточно, их надо прорабатывать. Проработка включает в себя два больших момента - это мышление письмом по поводу книги и постановка полезных практик.
Мышление письмом - это запись мыслей по поводу книги, а коли мыслей нет, то можно написать рецензию. Кстати, именно это я сейчас и делаю, я прорабатываю книгу ОдО.
Постановка полезных практик - вещь более тонкая. Можно хорошо понять книгу и концепции заложенные в нее, но если не использовать эти концепции, то нельзя сказать, что ты получил всё от книги. Например, недостаточно хорошо понимать концепции системного фитнеса, нужно еще этот системный фитнес практиковать. Другой пример: оценка вероятностей разных событий - байесианство. Современная важная штука, которая при должной интеграции позволяет более здраво относится к пандемиям. Очень практичная на текущий момент. Так вот прочитать, понять и записать мысли по поводу байесианства абсолютно недостаточно. Нужно еще потренироваться по оценки вероятностей в реальной жизни.
Для того, чтобы поставить полезные практики при написании рецензии и мыслей по поводу книги должен быть выход на практику и, если материале книги есть что-то помимо чистых знаний, то можно составить план по тренировке новых целевых практик. А далее просто систематично исполнять этот план и через какое-то время практики интегрируется. Замечу, что во многих книжках есть подсказки, как именно ставить практики. Когда-то меня сильно впечатлила книжка "Сила воли" Келли Макгонигал, там вот как раз после каждой главы были советы по укреплению силы воли. Но вообще в идеале при проработке книги лучше составлять свой план, это будет полезнее.
В-третьих, где учиться трасдисциплинам, где брать книжки?
В идеале, обучаться лучше всего у преподавателя. Это нужно, чтобы была обратная связь и возможность поправить, если что-то идет не так. Понятно, что есть Школа Системного Менеджмента, которая изучает и преподает весь этот стек под научным руководством Левенчука. Если говорить про прагматизм, наверное это самый простой способ научиться. Другого места, где обучают именно этому стеку нет, собственно этот стек в процессе формирования. Можно изучать самому, в ОдО много ссылок на литературу. Там своя сложность, т.к. SoTA разлит в воздухе, то частенько книжек нет, например нет книжки по системному фитнесу, по психопрактикам. Что делать с этим? Изучать самому, если тема интересна и может написать книжку со временем, присоединиться к команде ШСМ. Или пользоваться той инфой, которая есть в статьях. Еще есть вариант ничего не делать, довольствоваться той инфой, что есть, но все же примерно представлять, каково современное состояние дел на переднем крае этой области.
Резюмируя, для меня книга ОдО прям важна, она определяет спектр дисциплин для изучения на ближайшее время. Этот спектр включает в себя мышление письмом, онтологику, коммуникацию и системное мышление. Системный фитнес я и так использую все время. Еще есть вопрос изучения английского языка. Это тоже базовая штука, в ОдО знание англиского подразумевается. У меня он довольно слаб, хотя читать книги я вполне могу.
Куда двигаться дальше станет ясно после проработки этих дисциплин. На самом деле примерно все это я и так планировал делать после курса Образования для образованных от мая 2020, на который я так и не написал отзыв. Можно считать, этот текст отзывом как на курс, так и на книжку.
КРИТИКА
Теперь немного покритикую книгу.
По форме. Это первая версия книги и далее она будет перерабатываться. Большое количество опечаток, глаз спотыкается. Довольно неровное изложение. Книга писалась через компиляцию множества постов из блога автора и последующего переписывания. Это заметно - уровень сложности глав меняется кардинально - одна глава простая, другая сложная. Особенно в разделе "Собранность".
Разбиение на системные уровни жизненного мастерства кажется больше отвечает целям обучения со стороны организатора образования нежели ученика. Жизненное мастерство делится на прикладное и мыслительное, мыслительное на ролевое и методологическое, а ролевое мастерство на деятельностный кругозор и собранность. Это деление мне не нравится, не убедительно.
Немного разочаровала глава про вычислительное мышление, а я ее прям ждал. Понятно, что это больше постановка задачи, но я так и не понял, зачем про вычислительное мышление знать ну, например, директору стадиона. Абсолютно понятно, что это знания необходимые программисту, но кажется что на полноценную трансдициплину уровня системного мышления это не тянет.
КОМУ ЧИТАТЬ?
Советую ли я книгу? Довольно непростой вопрос. Зависит от целей. В книге много непривычных концепций. Если хочется легкого чтива, то лучше не надо, чтиво непростое.
Если есть цель просто понагружать мозг без выхода в практику, тоже не стоит, понагружать мозг получится, но все же основной месседж в книге выйти в практику и может появится некий зуд-разочарование.
Есть смысл читать книгу, если есть хотя бы теоретическая готовность изменять свое поведение по прочтению новой информации. Надо быть готовым, что книга довольна сырая в плане формы и сложность изложения будет скакать. Лажи или воды нигде нет. Нужды верить автору тоже нет, ссылки которые он дает достаточно авторитетные и ценны сами по себе. Книга есть в свободном доступе в чатике посвященной ей https://t.me/odo_course
Комментарии
Андрей Куликов
Спасибо за рецензию, принял решение читать книгу
· Ответить · 2 ч.
Анатолий Левенчук
Отличный текст! Отвечу на один из пунктов критики: "зачем про вычислительное мышление знать ну, например, директору стадиона. Абсолютно понятно, что это знания необходимые программисту, но кажется что на полноценную трансдициплину уровня системного мышления это не тянет" -- тут нужно обратиться к большой дискуссии, начатой ещё в 80-х годах прошлого века, когда в большинстве стран мира информатику вдруг ввели в школьную программу (в США как раз под названием computational thinking). Было понятно, что программистов не сделают, но принципы того, как внутри компьютера производятся вычисления, школьникам должны были дать. Компьютер не должен был после этого курса казаться шайтан-машиной. Вот прошло тридцать пять лет, поменялось в части компьютеров, понимания компьютинга и всего остального из вычислительного мышления чуть больше чем всё, и надо бы этот курс повторить. Но не в варианте школьном, а в варианте бакалавриата. Вот и вся идея. Жаль, если этого из текста было непонятно. Постановка задачи, конечно, чуть более глубока и профессиональна, чем это понятно нынешнему директору стадиона )))