Философия Moodle — конструктивизм и конструкционизм

Философия Moodle — конструктивизм и конструкционизм

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Многие знают Moodle как самую популярную среду электронного обучения в мире. Но ее создатель Martin Dougiamus ставил цель не просто разработать среду электронного обучения с открытым исходным кодом. На тот момент он преподавал в университете и придерживался философии социально-педагогического конструкционизма. Поэтому его основной целью было создание инструмента, реализующего эти принципы обучения в электронной среде.

ФИЛОСОФИЯ MOODLE

Во время проектирование и разработки Moodle руководствуется идеями «педагогики социального конструкционизма». Эту концепцию можно раскрыть при помощи четырёх основных понятий:
– конструктивизм,
– конструкционизм,
– социальный конструктивизм,
– сопричастность и обособленность.

КОНСТРУКТИВИЗМ

С конструктивистской точки зрения люди сами конструируют новые знания, взаимодействуя с окружающим миром.

Все, что вы читаете, видите, слышите, чувствуете, соотносится с вашими предыдущими знаниями, и если оно не противоречит вашим внутренним представлениям, то участвует в формировании новых знаний, которые остаются с вами. Чем шире применяются ваши знания, тем более прочными они становятся.

Человека нельзя считать банком памяти, пассивно поглощающим и накапливающим информацию: знания не могут быть «переданы» вам во время чтения или пересказа. Это не значит, что вы не можете научиться чему-либо, читая веб-страницу или просматривая лекцию — очевидно, вы можете. Просто вам нужно будет понять и интерпретировать полученную информацию, а не переместить её из одного мозга в другой.

КОНСТРУКЦИОНИЗМ

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно при создании объектов, доступных для восприятия окружающих. Объекты могут быть любыми: от устного высказывание и публикации в Интернете до более сложных артефактов — картин, домов или программного обеспечения.

Например, вы можете несколько раз прочесть эту страницу, но всё равно забыть её к завтрашнему дню. Но если вы перескажете её содержание своими словами или подготовите слайд-шоу с изложением описанных здесь концепций, то, скорее всего, лучше поймёте то, что здесь написано и сумеете увязать прочитанное с вашими собственными взглядами.

Вот почему люди делают записи во время лекций (даже если никогда не перечитывают написанное).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

Социальный конструктивизм переносит идеи конструктивизма с одного человека на группу: группа тоже может создавать собственное видение мира. В ней формируется своя внутренняя культура и общие смыслы, и человек, попавший в неё, усваивает эту культуру на самых разных уровнях.

Простой пример: чашка. Она может быть использована для самых разных целей, но форма чашки как бы “подсказывает” нам, что с её помощью можно перемещать жидкость.

Более сложный пример: онлайн-курс. То, как будет себя вести его пользователь, определяется не только программными инструментами, но и активностью преподавателей и других пользователей, с которыми он взаимодействует, то есть действиями группы.

СОПРИЧАСТНОСТЬ И ОБОСОБЛЕННОСТЬ

Есть три разновидности поведения участников дискуссии:
– Обособленность: участник якобы из соображений “объективности” настаивает на своей идее и постоянно ищет логические ошибки в суждениях оппонента.
– Сопричастность — более эмпатичный подход: участник пытается выслушать и понять чужую точку зрения.
– Конструктивность: участник в равной степени хорошо владеет обоими подходами, используя их в зависимости от ситуации.

В целом, адекватное количество сопричастного поведения является очень мощным стимулом для обучения, не только сближая людей, но и способствуя более глубокому осмыслению и повторному анализу их убеждений.

ВЫВОД

Рассмотрение этих вопросов даёт возможность организовать обучение, которое будет эффективным и удобным с точки зрения каждого из учащихся.

Вместо того, чтобы предлагать информацию, которую они должны усвоить, а потом выставлять им оценки, можно осознать, что каждый участник курса может быть учителем и учеником.

Ваша работа в качестве учителя может измениться. Перестав быть “источником знаний”, вы можете стать образцом для подражания, общаться с учениками индивидуально, удовлетворяя их собственные потребности в обучении. Управляя их действиями и дискуссиями в качестве модератора, вы сможете более глубоко и полно реализовать цели образовательного процесса.

Источник: https://docs.moodle.org/38/en/Philosophy

Мартин Дугиамас, создатель Moodle — последовательный сторонник социального конструкционизма.

На основании этого подхода Дугиамас сформулировал пять принципов, в которых изложил своё видение педагогического процесса. Их иногда называют "5 законов Марти".

Возможно, многие из них вам известны или интуитивно понятны, даже если для их описания вы используете какие-то другие термины. В любом случае эти принципы, на наш взгляд, довольно любопытны и полезны.

1. Каждый из нас может быть и наставником, и учеником. В по-настоящему сплочённой среде мы и то, и другое одновременно

Это важно осознавать и помнить.

Подобный взгляд помогает учителям быть более скромными и бороться с довольно естественным желанием выступить в роли “мудрого источника знаний”.

Это позволяет участникам образовательного процесса делиться своими идеями, помогает слушать и задавать хорошие вопросы — те, что побуждают учиться дальше.

Нужно постоянно напоминать себе об этом, особенно когда вы оказываетесь в ситуации, в которой у вас главная роль.

2. Мы особенно хорошо учимся, когда создаём или выражаем то, что могут видеть другие

Самый очевидный пример применения этого принципа — “обучение на практике”. Точнее, это только кажется очевидным.

Довольно часто учителя создают просто идеальные курсы, приобретая таким образом потрясающий опыт. Но они отказывают в подобном опыте студентам. Иногда даже обычный учебник с упражнениями в конце каждой главы даёт больше возможностей применить полученные знания.

Максимальный эффект обучение даёт в случаях, когда вы представляете результаты своей работы другим: ставки растут, вы ведёте себя более ответственно, принимаете более сложные решения — и всё это способствует более глубокому пониманию.

Создатель Лого Сеймур Пейперт описал подобный опыт как весьма мощный процесс обучения, но подобные идеи восходят ещё к Сократу и его предшественникам”.

Продолжение следует.

Оригинал текста: https://docs.moodle.org/39/en/Pedagogy…

Принципы социального конструкционизма в изложении Мартина Дугиамаса, создателя Moodle. Окончание.

3. Мы многому учимся, просто наблюдая за деятельностью сверстников

По сути, речь идет о “культуре в классе” или об обучении методом осмоса. Люди умеют наблюдать друг за другом и узнают, что делать в той или иной ситуации, благодаря подсказкам окружающих.

Например, если вы войдете в лекционный зал, где все сидят на местах лицом к кафедре, тихо слушают учителя и делают заметки, то, скорее всего, поведёте себя сходным образом, не так ли?

Если вы окажетесь в более непринуждённой атмосфере, где участники то и дело задают вопросы, то, вероятно, тоже почувствуете себя свободнее и начнёте спрашивать о том, что вас интересует. Вы услышите дискуссии ваших сверстников, обратите внимание на типы вопросов, которые они задают — всё это приведёт к более глубокому многомерному погружению в обучение.

4. Лучше понимая студентов, мы можем учить их на качественно новом уровне.

Вы, вероятно, знаете по собственному опыту, что совет друга или хорошо знакомого наставника оказывается продуктивнее рекомендаций незнакомца.

Зная аудиторию, мы можем выбирать метафоры, сленговые выражения или шутки, которые будут ей понятны, и, наоборот, избегать того, что наши слушатели не приемлют.

Вы скажете, это довольно тривиальная идея — каждое руководство по публичным выступлениям говорит о знании своей аудитории. Но и в онлайн-обучении важно не забывать о данном принципе: мы не встречаемся с учениками лично и не знаем многого из того, что становится известным при непосредственном общении.

5. Среда обучения должна быть гибкой, чтобы она могла быстро реагировать на потребности участников

Если вы обнаружите, что придуманный вами план занятий никуда не годится, потому что ваши ученики знают намного меньше, чем вы ожидали, вы сможете скорректировать свои планы и легко добавить темы для изучения, чтобы помочь им всем (или только одной группе) наверстать упущенное.

Если в ходе обсуждений возникли новые идеи, вы можете добавить их в ваш курс.

Ваши студенты могут находиться в разных часовых поясах. Или, может быть, они живут в одном часовом поясе, но у них не совпадает время, когда они свободны. Поэтому вы должны иметь возможность предлагать асинхронные занятия, когда люди могут работать над одной и той же проблемой, но в разное время.

Оригинал текста: https://docs.moodle.org/39/en/Pedagogy…

1187 words