Онтологика, мышление, sapiens (цитаты)

Онтологика, мышление, sapiens (цитаты)

от Евгений Волков -
Количество ответов: 0

школьники выходят из школы без мышления в голове, в беспамятстве заканчивают вуз, а потом так же работают. И у них что-то получается! Пока не попадается достаточно сложный проект. И вот тут люди вдруг делятся на тех, кто справляется, и кто не справляется ввиду отсутствия мышления. 

Да, 20% с этим как-то справляются, а вот остальные — нет. Это и есть отсутствие практики понятийной работы. Вот это место в голове, с дыркой после школы, вуза и ещё нескольких лет работы, мы и заштопываем.

журналистам и другим литераторам иметь рассудочное мышление необязательно, просто много читать (думать не обязательно), и их нейросетка будет генерировать отличные новости, наполненные яркими образами! У них в голове оказывается модель языка, в которой отражена модель мира (тексты, на которых обучают такие компьютерные и/или человеческие сетки, описывают мир — и модель одновременно получается моделью мира и моделью языка). Но модели мышления, модели понятийного рассуждения в голове нет, равно как и в компьютерной нейросетке. Инженерам, менеджерам, предпринимателям это не подойдёт, им нужно уметь рассуждать. Для этого нужна работа с понятиями, онтологическая работа.

Из просто homo, генерирующих простые тексты, они становятся homo sapiens — научаются схематизировать и обсуждать полученную понятийную схему в связке с реальностью. 

Курс онтологики демонстрирует на первых занятиях непонимание того, что написано в учебнике системного мышления. Люди читают текст, как художественное произведение — не соотнося с миром, не понимая учебник как модель. Вот это и исправляем. Буквально раскрываем глаза: кроме самого текста заставляем видеть автора текста (текст — это модель мира, сделанная автором), себя (и составляемую для себя модель мира) и сам мир, общий для вас с автором. Сложно? На первых порах — сложно, к концу курса это уже беглый навык. И ещё 20% студентов этот навык откуда-то получают ещё до прихода на курс, на курсе они только научаются этот свой способ работы обсуждать, распознавать его у других людей, получают для этого слова. А остальным 80% этот навык приходится ставить по факту с нуля.

Нет работы с понятиями, рассудочного мышления S2 — нет системного мышления, есть только журналистское мышление, как в нейронной сетке GPT-3. Помним, что люди не отличают тексты GPT-3 от текстов других людей. Но в других задачах эта нейронная сетка плоха, думать она не умеет. Она умеет плести тексты, очень правдоподобные тексты. Для литературного творчества сойдёт, для проектной работы — нет.

Мой пойнт в том, что без понятийной работы в проектах жить нельзя. Нужно уходить от работы со своим мозгом как с обучающейся каким-то языковым паттернам нейросеткой. Нужно учиться понятийным паттернам и рассуждениям с ними, а это другое. Нужно осваивать онтологику, системное мышление, деятельностные кругозоры — системный менеджмент, системную инженерию, предпринимательство. И тогда будет совершенно другая жизнь. Один из наших выпускников так и сказал, что не может сейчас представить, как он жил без хорошего мышления раньше -- а ведь он был не самым глупым в своём окружении. Он стал человеком, который осознанно умеет включить рассудочное мышление S2 и провести сложное рассуждение. Это даёт ему другое качество восприятия мира. Я его хорошо понимаю. Я сам не понимаю, как я работал ещё десяток лет назад. Онтологическая машинка у меня, по счастью, в мозгу была включена сразу после вуза — я занимался пару лет AI в исследовательском вычислительном центре РГУ. Но вот чем отличаются функциональные схемы от конструктивных я внятно не мог объяснить, а ведь я в какой-то момент называл себя системным архитектором! У меня на "Системном мышлении и стратегировании" обязательно присутствуют сейчас на курсе один-два архитектора. Один из них сказал, что только после курса понял, в чём состоит его работа. Эх, я понял, в чём состояла моя работа как системного архитектора сильно позже того, как перестал им работать!

Мы берём людей ровно в том состоянии, в каком их описывает Максим Цепков, повторю: «Стоит их чуть-чуть потрясти, и выясняется, что за словами никаких значений не стоит. Они умеют плести какие-то плетенки из слов, но за этими словами не стоит ни референтов, ни денотатов, не видят схем и даже значений слов, не понимают, о чем идет речь. А как они при этом воспроизводят информацию — надо исследовать. Дети не могут перейти от формулировки условий задачи к мысленному образу практической ситуации, которую надо разрешить. Не могут, как ни бейся, хоть меняешь птичек на стахановцев и на бассейны, из которых вода вытекает, все равно не могут». И учим. Это совсем не глупые люди. Просто их никто никогда в явном виде связи моделей мира, мира и отношениям их самих к миру и моделям не учил. Мы учим. Мы делаем из них не просто хороших homo, а homo sapiens. Меняем их интеллект-прошивку мозга из древней вузовской версии на свежую версию 2020 года. Прежними эти люди уже не будут.

всего слов - 742