Выделил жирным шрифтом я.
Рубрика «К 40 годам до меня дошло»
Роли менеджера, преподавателя и родителя очень схожи в одном моменте. 90% работы заключается в постоянном повторении прописных истин и выслушивании ответного «да знаю я, знаю!»
Но знать и делать — очень разные вещи.
Различаются же эти роли тоже в одном, но крайне важном моменте. Объяснения для детей можно подбирать до тех пор, пока они не поймут, хоть 200 раз разными словами на разных примерах объясняй. Это от ютюбера они отпишутся, а от тебя нет. С коллегами сложнее, но тоже есть от 20 до 50 попыток. А с клиентом есть одна, ну пусть две попытки донести мысль. И что бы ты ни рассказал взрослому человеку, сто баллов, что он это уже хотя бы краем уха слышал либо загуглил сразу после первого упоминания. Что-то новое и актуальное ты вряд ли сможешь донести. Различие между преподом и клиентом в умении применить знания к ситуации, в умении сделать. Именно это и продает препод — типа научу делать как я. И показывает пируэт. А дальше должен за одну попытку объяснить, как он научит этот пируэт делать.
Но вначале он должен придумать такой пируэт, который будет понятен клиенту, да ещё и будет иметь для него ценность. Потому что большинство полезных советов упрется в очевидные «мойте руки перед едой». И люди бы помыли, но они уже сидят за столом, уже принесли еду, она остывает, а умывальник находится в 20 метрах да и руки чистые, поэтому понимая правильность этого принципа в целом, конкретно сейчас мы это проигнорируем и поедим так. Аналогично можно не сыграть пару нот в известной мелодии, потому что её и так все знают, а в оркестре кто эти пару пропущенных нот услышит; не сделаем пару регрессионных тестов; не оформим принятые на последнем собрании решения протоколом; напишем корявое письмо заказчику. И вот уже, по меткому выражению окружного прокурора из Billions: «Не успеешь оглянуться, и весь город погряз в собачьем дерьме». Понимание большинства сводится к: «Я знаю кунг-фу, каратэ и много других страшных слов». И пируэт почти всегда заключается в повторении преподавателем одной и той же фразы: «Здесь Родос, здесь и прыгай». В том смысле, если ты, ребенок, коллега или клиент, это на самом деле знаешь, примени это своё знание прямо к текущей ситуации и расскажи нам о своих ощущениях. Ну что, а теперь поговорим всерьёз?
Задача родителя, менеджера и тренера — быть инструктором, который будет все время уговаривать исполнять практику в ее запланированном виде, пока она не войдет в привычку.
Главная проблема таких уговоров — как построить ситуацию, в которой клиент после своего неудавшегося прыжка не уйдет к тому, кто расскажет, что прыгать уже не модно, что в жизни есть и другие радости, что на самом деле прыжок удался, надо только снять его с правильного угла и выложить в Инстаграмм. Ведь образование превратили в услугу, а «делать бизнес» уже давно утратил изначальный смысл «делать дело» и по смыслу превратился в «зарабатывание денег». Плюс, если дело касается сложных технических навыков, которые завязаны на их коллективное исполнение (нельзя управлять требованиями в одиночку), то вклад инструктора нельзя отделить от кучи других факторов. Это тебе не умение прочесть спецификацию на немецком, где от твоих личных усилий и объяснений преподавателя зависит чуть менее чем всё. Успех обучения нельзя приписать себе, впрочем, и неудачу тоже.
А самой частая мысль, которая приходила мне в голову в последние пару лет, была: «Если вы такие умные, что же вы строем не ходите?» И чаще всего этот вопрос я задавал себе.