Проблема совсем не в заточке инструментов. Человек в конечном счёте реально научается, практически независимо от некоей дополнительной мифической мотивации, тому и только тому, что — и как — с него спрашивается более или менее регулярно и достаточно настойчиво в повседневной жизни и на работе другими людьми. Это то самое, что называется «жизнь учит», и так образуются и поддерживаются групповые культуры (без суб-) («с кем поведёшься, от того и наберёшься»).
Некоторое меньшинство как-то приобретает умения выходить за рамки готовых инерционных группкультур и научать себя и оказавшихся в зоне их влияния чему-то иному для данного времени и места. Иногда это иное бывает собственно инновационным (новым), а часть из этого нового иногда бывает и полезным. Но хотите ли вы кого-то научить чему-то старому или новому, вы для абсолютного большинства должны так перестраивать повседневную жизнь и профессиональную деятельность, чтобы у них не было проблемы «мотивационного» выбора, а была бы лишь проблема неизбежной необходимости этому научиться.
Все существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения в общем образовании заточены на уже мотивированных учиться школьников. Мотивация может быть самой разной — в самом деле познавательной, когда интересно, и формальной, когда надо только сдать экзамены. Но для имеющихся систем обучения она точно должна присутствовать. Однако, при переводе в массовый режим нужны инструменты совершенно иные — как мотивировать «массового ученика». И вот с этим ещё одна засада. Никакие имеющиеся инструменты на это не заточены.