Онтокритика: первая ступень. Тексты

Сознание и реальность

Сознание и реальность

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Автор не до конца последователен: «В сознании сопоставляются и конкурируют не физическая реальность и вымысел (как мы самонадеянно полагаем), а идея-восприятие и идея-проект» и «одним из первейших шагов культурного становления сознания является обретения навыка различения сущностей мира от актов сознания». Откуда в сознании должны объявиться «сущности мира»? Либо наше сознание всегда и во всём ограничено само собой, либо оно имеет какую-то волшебную способность узревать напрямую «сущности мира». Логичнее было бы говорить об идее «сущностей мира» и навыке рефлексивного различения любых идей сознания друг от друга и умении рационально работать с ними на основе последовательного учёта эмпирических данных, проинтерпретированных опять же максимально рационально.

«Какая капля, какая добавка окончательно перевешивает при нашем выборе — и идея становится ценнее человека?»

На этот вопрос нашёлся очень простой и достаточно очевидный ответ. Поскольку точкой сборки всех ощущений и впечатлений и операционным центром всего нашего восприятия — является наше сознание (всё есть сознание!), то в нём и реальный человек всегда есть идея, и любое явление мира есть идея.

В окружающем мире несоизмеримы тонны и километры. А, в нашем сознании, транспортная деятельность очень удобно оценивается в тонно-километрах.

С предлагаемой позиции появляется шанс и для ответа на вопрос, каким образом одно из самых просвещённых и культурных государств, в середине 20-го века отправилось исправлять все соседние государства под идею «нового порядка»: идея восприятия соседей оказалась менее привлекательной, чем идея нового мироустройства.

В сознании сопоставляются и конкурируют не физическая реальность и вымысел (как мы самонадеянно полагаем), а идея-восприятие и идея-проект. И можно привести множество примеров из нашей жизненной практики, когда критерии определения «объективной реальности» совсем не являются критериями для выбора и руководства в деятельности — в сравнении с идеей-проектом.

Получается, что одним из первейших шагов культурного становления сознания является обретения навыка различения сущностей мира от актов сознания.

И если кто-то заявляет: «Для данного вида деятельности мне не требуются философы» — то, пусть хотя бы в качестве развлечения попробует предсказать, на какую картинку-представление в ближайшем будущем его разменяют необременённые философией сподвижники.

Значит, если становление и развитие навыка различать сущности мира от актов сознания мы пускаем на самотёк — мы должны перестать удивляться систематической непредсказуемости сознания.

Евгений Волков

Евгений Волков Автор не до конца последователен: «В сознании сопоставляются и конкурируют не физическая реальность и вымысел (как мы самонадеянно полагаем), а идея-восприятие и идея-проект» и «одним из первейших шагов культурного становления сознания является обретения навыка различения сущностей мира от актов сознания». Откуда в сознании должны объявиться «сущности мира»? Либо наше сознание всегда и во всём ограничено само собой, либо оно имеет какую-то волшебную способность узревать напрямую «сущности мира». Логичнее было бы говорить об идее «сущностей мира» и навыке рефлексивного различения любых идей сознания друг от друга и умении рационально работать с ними на основе последовательного учёта эмпирических данных, проинтерпретированных опять же максимально рационально.

  • Сергей Бедрицкий "Автор не до конца последователен" - Без этого — никак... ))) "Откуда в сознании должны объявиться «сущности мира»?" — Как и все восприятие — их запихивают туда ложкой. (Шутка). В качестве примера, рассмотрим понятие "погода" — это в природе, или в сознании? Опуская рассуждения, укажу сразу вывод: погода — это акт сознания, собирательная форма для сопоставления процессов в природе с нашими предпочтениями и ожиданиями. Много дней подряд солнечно: если я сушу сено — эта погода замечательная, если я недавно высадил рассаду в грядки — без дождя катастрофа... "Логичнее было бы говорить об идее «сущностей мира» и навыке рефлексивного различения любых идей сознания друг от друга и умении рационально работать с ними на основе последовательного учёта эмпирических данных, проинтерпретированных опять же максимально рационально". — Вот за такие рекомендации и расстреливают философов огурцами. ))) Конечно, в итоге — всё есть сознание и всё есть идея, без исключений — если мы говорим о человеческом сознании. Но, сознание, образованное в среде культуры, обретает способность их различения — иерархической структуризации и аналитического уточнения. Евгений, признайтесь честно: пять минут назад, Вы ведь, незамедлительно ответили бы, что "погода — у природы"...? Я ведь в своем сообщении и указал: "всё есть сознание!" Но, образование, тренировка, использование аналитического мышления — вносит в это "все" множество уровней функционально-значимого разнообразия. И, да — "автор непоследователен" — без такой мотивации наше мышление даже "заводиться" не станет. ))) Рад был оказать Вам эту любезность.
  • Владимир Коваль
    Владимир Коваль Сергей Бедрицкий Короче, один второго разгромил, а второй первого стер в порошок)) (а ля Захирджан Кучкаров)
  • Сергей Бедрицкий Владимир Коваль "Короче, один второго разгромил, а второй первого стер в порошок". — Согласен, стиль у меня тот еще... ))) Но это все касается сознания, и хочется в общении "отзеркалить" разные его аспекты. Тезис "всё есть сознание" — уже много лет является фундаментом развития мировоззрения для меня. Но, и сегодня я не перестаю каждый раз заново его "первооткрывать" с разных позиций восприятия. Обо, очень велика степень приученности и у меня самого, потому что многие акты сознания на самом авторитетном (научном) уровне традиционно маскируются культурой нашего мышления под сущности. Например, метр мы долгое время позиционировали как производную от протяженности земного экватора, килограмм — как вес конкретного цилиндра из платино-иридиевого сплава: ну как тут разглядеть за такой авторитетной предметностью, что прежде всего — это акты сознания, инструмент нашего смотрения на внешний мир. Вот, если вспомнить "легкомысленную" палетку из курса средней школы, то относительно неё, очевидно, что палетка относится не к фигурам неправильной формы, и лишь служит внешним инструментом, позволяющем сознанию рационально (количественно) сопоставить их площади. Ещё пример. Вполне традиционно и осмысленно мы можем сказать, что "должны стремиться привносить в нашу жизнь красоту". Но ведь, рационального смысла, да и просто смысла, такая фраза не имеет: лишь соприкоснувшись с некоторыми явлениями мира непосредственно, наше сознание может говорить о том, "случился" ли в нём акт "красоты" или нет. А, заведомо стремится к красоте — это стремиться к запаху без котлет. Все моё рассуждение об актуальности различения актов сознания от сущностей, я бы сопоставил с медицинским открытием, в котором утверждалось, что мытье рук с антисептиками способно снизить смертность пациентов больниц. Как известно, опубликование этой работы повлекло более чем сорокалетнее шельмование её автора коллегами-медиками. В наше время, всю значимость и следствия этого открытия нам трудно переоценить, мы может долго их раскрывать. Думаю, с наукой о сознании, о неоценимой значимости понимания его принципов — всё ещё впереди.

988 words