Мастер онтокритики: тексты и дискуссии

Идеология в структуре социума и личности

Идеология в структуре социума и личности

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Идеология в структуре социума и личности

 
 
Код статьи S258770110008020-4-1
DOI 10.18254/S258770110008020-4
Тип публикации Статья https://ras.jes.su/polylog/s258770110008020-4-1
Статус публикации Опубликовано
Авторы
 
Должность: ведущий научный сотрудник, руководитель сектора философских исследований идеологических процессов
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журнала Полилог
Выпуск № 4 Том 3
Аннотация

В статье вводится понятие внутренней идеологии – идеологических процессов, протекающих в сознании и бессознательном личности по аналогии с параллельными процессами в системе власти, в социуме и государстве. Расширенное понимание идеологии не сводится к политике и стандартам социальности, но также обнаруживает ее присутствие в науке, культуре, экономике и пр. Наряду с форматами «сознания для другого» и «мышления за другого» (Маркс, Штирнер) рассматривается идеологическое начало «внутреннего диалога», «внутреннего мира человека» и т.п. Такого рода эффекты актуализированы транзитом от групповых к массовым моделям социальности и новейшим формам теневой, латентной, диффузной («проникающей») идеологии. В режиме als ob обсуждаются феномены «идеологического бессознательного». Анализируются «полезные» качества внутренней идеологии: контридеологические и контрсоциальные, проективные и консервативные, ориентационные и компенсаторные. Внутренняя идеология разводится с известными формами рационализации через оппозицию «веры в упаковке знания». 

 
Ключевые слова идеология, личность, внутренняя идеология, внутренний диалог, внутренний мир, диффузная, теневая, латентная и проникающая идеология, идеологическое бессознательное, внутренние функции идеологического
Получено 23.09.2019
Дата публикации 30.12.2019
Кол-во символов 38591
  Цитировать  
   
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

 

   
1 Понятия «идеология» и «личность» обычно трактуются как рядоположенные. Отдельный субъект может быть генератором либо носителем идей, представлений и ценностей, участником идеологической коммуникации, агентом идеологической борьбы или работы, но в любом случае эти процессы понимаются как интерсубъективные. Идеология в таком подходе – предмет, относящийся к ведению политических и общественных наук и, если и связанный с психологией, то скорее социальной, чем личностной. Классическая формула: идеология – это «сознание для другого» (или «мышление за другого» в исторически более точной формулировке Маркса и Штирнера). Но в какой мере идеология может быть «сознанием для себя» и фактом «собственного мышления» с почти теми же функциями в структуре и жизни личности, что в социуме, политике, системе власти? Может ли индивидуальная психология быть свернутым аналогом политики в обычном, макросоциальном и «государственном» смысле этого слова?  
2 1. Сознание «для другого» и для себя. От политического редукционизма к расширенной трактовке идеологии  
3 Сколь угодно богатая коллекция философских, научных и популярно-бытовых высказываний об идеологии лишь подтвердит доминирующую связь идеологии с политикой. Понятия «идеология» и «политическая идеология» обычно выступают как явные или неявные синонимы: определение «политическая» опускается как плеоназм, мысленно сглатывается. Редкие, если не единичные суждения, затрагивающие идеологию в иных, неполитических контекстах, выглядят скорее метафорами – по крайней мере в традициях теории политики и сознания как строгой науки. То же в сфере обыденного сознания: в популярных диспутах, в учебниках и словарных статьях, в шпаргалках для студентов и прочих подобных ресурсах. «Являясь одним из компонентов политики, идеология играет важную роль в социальной жизни...»1; «идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства»2 1. Функции идеологии [Электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 29.11.2019)

2. Политическая идеология. [Электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 29.11.2019)
4 Чаще всего идеология так и понимается – как средство легитимации властных претензий, как инструмент политической экспансии и господства при помощи манипуляции чужим сознанием. «Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») – совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу...»3. Классическая модель политической функции идеологии выглядит так: с целью легитимации господства идеология выдаёт частный интерес господствующих групп за интерес всеобщий4. Считается, что это «чистый Маркс». Одновекторная направленность такого воздействия как проявления идеологической репрессии альтернатив практически не имеет. 3. Семигин Г.Ю. Идеология / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс, Собрание сочинений (в 50 т., т. 3.) М.: Политиздат. С. 418, 420-421

728 words