Школа и мир: догонять или идти рядом?

Школа и мир: догонять или идти рядом?

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Влез ещё в одну дискуссию, из которой подпитываюсь аргументами и пинками самого себя к работе. Один штрих, для меня важный: автор заглавного поста почти сразу после оккупации Крыма поехал туда работать в «Артек».

«Школа и мир: догонять или идти рядом?» Все мы помним фразы Сенеки: «Не для школы учимся, а для жизни». В кластере «Общее образование» на Салоне в этом году мы будем с....
 
 
 
«Школа и мир: догонять или идти рядом?» Все мы помним фразы Сенеки: «Не для школы учимся, а для жизни». В кластере «Общее образование» на Салоне в этом году мы будем с....
Комментарии
  • Анатолий Левенчук
    Анатолий Левенчук Ох. Ну, мы занялись школьным возрастом, но не школой. Вот пример обучения школьников системному мышлению, курс ведёт Tseren Tserenov -- https://system-school.ru/intro

    Моя позиция остаётся прежней: школьные проблемы школьными людьми не решить.


    Школа системного менеджмента — тоже школа, но похожесть названий не должна смущать. Мы не в системе государственного образования, поэтому можем не только что-то придумывать, но и что-то реально делать.
     
    Введение в системное мышление (старт — 28 марта 2020 г.)
    SYSTEM-SCHOOL.RU
    Введение в системное мышление (старт — 28 марта 2020 г.)
    Введение в системное мышление (старт — 28 марта 2020 г.)
    • Юрий Ээльмаа
      Юрий Ээльмаа Школьные проблемы не решил государство?
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Eelmaa Yuri школьные проблемы не решит государство (то есть чиновники), школьные проблемы не решат школьные люди (ибо они подконтрольны чиновниками, которые не решат школьных проблем).

      Проблемы нужно решать не со школой, а с образованием школьников (
      людей школьного возраста), и это можно сделать только "мимо школы". Вот мы и делаем. Мимо государства, мимо школы. Обсуждать проблемы умирающей школьной системы на конференции по этим проблемам -- только время тратить. Ибо обсуждений таких во всяческих "институтах развития" и "салонах образования" тьма, а обучение лучше не становится, много лет. Вот нужно этот факт признать, и делать что-то по-другому.

      Мы как раз по-другому и делаем. И знаем многих других, которые что-то тоже делают. Мимо школы, мимо госчиновников.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Юрий Ээльмаа
      Юрий Ээльмаа Интересная позиция. Радикальней некуда, правда...
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Eelmaa Yuri при этом мы реально что-то делаем в этом направлении. У нас своя школа, независимая от чиновников. И на школьный возраст мы уже вышли с системным мышлением. Выйдем и с другими предметами. И будем поднимать уровень интеллекта в том числе и людям школьного возраста (а не школьникам как подневольным чиновникам людям). А не "готовить к ЕГЭ", как готовят с первого класса школьников.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Юрий Ээльмаа
      Юрий Ээльмаа А зачем такое институциональное разграничение? Особенно про "людей школьного возраста". Ребенки от похода в госшколу ухудшаются?
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Eelmaa Yuri да, конечно ухудшаются! Их учат всякой галиматье, а не тому важному, что поможет им справиться с ситуациями, которые даже их преподы не могут предсказать (см. про повышение интеллекта тут: https://ailev.livejournal.com/1498481.html).

      Я тут
       и как человек занимающийся проблемами образования профессионально (я ведь научный руководитель Школы системного менеджмента) сужу, и как преподаватель вуза, получающий на входе группы студентов всё худшего качества (я с 2012 года преподаю, могу сравнить), и как родитель (у меня сын как раз в этом году будет не "заканчивать школу", а "сдавать ЕГЭ", почувствуйте разницу в изменившейся терминологии. И да, он ходит в физматлицей. Жутко даже представить, что в других школах в этом плане, которые не московские физматлицеи).

      Основной аргумент отдачи детей в школу сейчас остался абсолютно недоказанный: что они там "социализируются". Ну-ну, поверили. Не всем понравятся направления этой "социализации", ох не всем, Я вон среди студентов эту "социализацию" вижу.

      Опять же, чистое производство в грязной луже не построишь. Но и в Северной Корее можно отстроить одно-два учебных заведения, в которых учится 0.0001% населения нужного возраста, и отрапортовать о попадании в рейтинги -- если смотреть не на людей и их судьбы, а на рейтинги.

      Нет, мы идём по другому пути. Мы учим фундаментальным предметам, в том числе выходя и на школьный возраст. И никакой минобр и тамошние комиссии людей, получивших образование ещё в прошлом веке, не помеха нам в определении содержания образования в этих фундаментальных дисциплинах. Никому не нужно доказывать, учить нам людей системному мышлению, или не учить. Не нужно доказывать, какие философы должны быть в программах, а каких не должно быть.

      Если мы промахнулись с выбором наших программ, то нас скоро на рынке не будет. А если не промахнулись, то мы ещё поборемся с обучателями-для-ЕГЭ.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
      Развиваем интеллект (развиваем способности, а не компетенции)
      AILEV.LIVEJOURNAL.COM
      Развиваем интеллект (развиваем способности, а не компетенции)
      Развиваем интеллект (развиваем способности, а не компетенции)
    • Юрий Ээльмаа
      Юрий Ээльмаа Анатолий Левенчук ух... Резкий заход...
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
     
  • Тимофей Асмолов
    Тимофей Асмолов Миссия школы сменяется с трансляции знаний на предоставление спектра возможностей, избыточность знаний для началки и средней должна остаться. Без этого не будет широкого спектра возможностей, опускаться до узких профилей, компетенций чревато. А догнать мир у школы априори невозможно.
    Скрыть комментарий или пожаловаться на него
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Школа (госшкола и даже частные школы с госпрограммой) уже по факту один из многих игроков на поле образования, такая себе одна из многих фирм. Заголовок звучит примерно как «АвтоВАЗ и мировой автопром: догонять или идти рядом?» ;)
    Редактировать или удалить это
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Всячески поддерживаю Анатолий Левенчук (Anatoly Levenchuk), поскольку его позицию считаю и самой реалистичной, и самой продуктивной. Спасать АвтоВАЗ или ГАЗ — задача узкого круга заинтересованных лиц, надсадная для общества и обречённая на плетение в хвосте худших практик и традиций.
    Редактировать или удалить это
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов...
    Редактировать или удалить это
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Вот я с трудом, но удержался от именно этой формулировки, традиционной для этого случая. Что ж вы так прямо )))
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Евгений Волков
      Евгений Волков Анатолий Левенчук В социальной психологии это называется ловушкой вклада. Трудно слезать с дохлой лошади, когда вложил в неё столько сена, денег, времени и сил ;) Вот и начинаются вокруг неё магические танцы с бубнами вместо продолжения пути пешком и поисков нового транспортного и тяглового средства.
     
  • Константин Ушаков
    Константин Ушаков Мир развивается семимильными шагами ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ, но Юра, оглянись вокруг, только не смотри за горизонт smile) это не самый важный аспект развития, как мне кажется. А тебе?
     
  • Boris Yarmakhov
    Boris Yarmakhov Юра, для меня современная школа — это, прежде всего, место, из которого катастрофически улетучилось и продолжает улетучиваться доверие. Именно доверие, а не новизна, инновации, информатизация и т.д. — это то, о чем сейчас стоит говорить. Доверие родителя к учителю, доверие учителя к заказчику образования, доверия директора школы к составителям стандартов. Я могу доверить формирование инженерных навыков Толе Шперху как учителю, но не могу доверить воспитание ребенка школе (любой школе) как институту. Мы, по сути, оказываемся в такой же ситуации пересборки школьного образования, с которой столкнулись пилигримы, которые вылезли из корабля Mayflower на берега Новой Англии в 1620 году. Все остальное — и инновации и всевозможные аспекты информатизаци легко из этого выводится, но не является определяющим.

1203 words