О концептуализации критического мышления

О концептуализации критического мышления

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Хавать или не хавать всё без разбору, что дают и что уже давно незаметно дано и ассимилировано? Владимир Наумов постоянно меня вдохновляет на продолжение безнадёжного проекта.

Владимир Наумов

Владимир Наумов Пробежал по диагонали книгу, и почти пришел в ужас! Критическое мышление без критики, кроме самокритики и работы над ошибками с целью формирования конформной личности, в лучшем случае оно здесь — как аналог логического и правильного теоретического мышления. Коммуникативные навыки — слушанье говорение и письмо + межличностное общение + спрашивание и всё это вводится методом перечисления, а не логических выводов. Увы, с такими методическими инструкциями — полуобыденно-описательно-перечислительными — мы скорее разучим учителей пользоваться тем, чем их природа наделила — способностью думать. Увы, примитивизация, профанирование, работа с учителями как то ли с детьми малыми, то ли с дилетантами. Полу- и постправда, мозаичность и клиповость содержания контента и формируемых навыков, эклектизм и винегрет понятийного аппарата в полный рост победоносно шествуют в образование. Добро бы в коммерческое, там всё это давно в фаворе. Теперь и в официальное. Но как эмпатичненько!

  • Владимир Наумов

    Владимир НаумовДавно я не пополнял свои циклы постов про манипуляции, околодидактическую логику и парадоксы околопедагогического мышления. На досуге постараюсь сделать разборы фрагментов этой инструкции

  • Григорий Громыко

    Григорий Громыко"Вышке" — высшую меру! Закрыть её к чертям собачьим. Спасибо за рецензию, Владимир!

  • Ирина Самсонова

    Ирина СамсоноваГригорий Громыко, комментарий от администратора: попрошу вас не разжигать! Выдвигайте конструктивные предложения, пожалуйста.

  • Александр Серкин

    Александр СеркинТоже пробежал по диагонали — видимо, у нас разные диагонали были? Критическое мышление там очевидным образом подается через анализ и оценку, в частности, источников информации. Если это "без критики", то что, собственно, вы называете критикой?..

  • Владимир Наумов

    Владимир НаумовЯ говорил о критическом мышлении без критики. Критическое мышление без критики — это просто мышление (правильное = логика) или в категориях той или иной нормальной науки. А критическое мышление без критики, да простят меня Поппер и Национальный (США) совет по … критическому мышлению — это конформистский фейк ради социального (псевдо)мира:

    Нет описания фото.
  • Александр Серкин

    Александр Серкин Первый ваш скрин — некритичное мифотворчество о критическом мышлении. А второму скрину, как я выше указал, критикуемый вами текст соответствует, хотя вы это соответствие проигнорировали. Не говоря уже о том, что ответ скринами без ссылок даже — худшая форма копипасты. Мне тут видится критика без мышления, простите!

  • Владимир Наумов

    Владимир НаумовАлександр Серкин
    1. Критическое мышление без критики – это просто рациональное мышление, не преследующее критических задач (целей). При этом оценка (обычно, по критериям) и, тем более, анализ вовсе не обязательно, по умолчанию или по определению имею
    т задачей критику. Например, «Согласно критериям оценки реальности, заданным на ХXIV съезде КПСС, оценить упитанность стельных коров не соответствующей требованиям партии и правительства».

    2. Если следовать вашей логике и логике апологетов «критического» мышления (проповедующих «интеллектуальное смирение», «интеллектуальную эмпатию» (sic!) и тому подобные ценности да критерии критического мышления, то оно легко обернется мышлением конформистским, коллективно-бытовым или оппортунистическим.

    3. И грянет Оруэлловский «1984» или 1933-й (Германия), 1917, -37 (Россия, СССР), или какой закон о невинности начальства и запрете его критики + прочая цензура и правовые санкции.

    И настанет новояз.
    • Мир – это война.
    • Правда – это ложь.
    • Критика – это отсутствие противоречий взглядов и мнений или подавление одних другими, легитимными.
    • Патриотизм – это любить начальство и слушаться партию и правительство и т.п.
    • Критика – это просто мышление про что-нибудь с оценкой с и анализом чего-нибудь без цели его критики, но с критическим отношением к процессу своего мышления. Что-нибудь = любой объект
    • Критическое мышление – это то, что Александр Серкин прописал

    4. Здесь тоже нет ссылок на первоисточники (американские, кстати) про «интеллектуальное смирение», «интеллектуальную эмпатию», и ранее не было (кроме 2-го скриншота). Не вижу смысла в фейсбучном жанре строго следовать канонам цитирования, если, как в данном случае, рассматриваемые категории широко известны и распространены, а прямое цитирование не длиннее 2-3-хсловных сочетаний из разных источников. Когда имею дело с более строгими жанрами, с источниками все ок.

  • Александр Серкин

    Александр Серкин Ну ок. С точки зрения специфической наумовской "науки", неправы все, кто не согласен с Наумовым (и Блумом, конечно, но только в интерпретации Наумова). Все остальное называется конформизмом или оппортунизмом. Что мышление Наумова как бы "критическое", но не слишком рациональное — не важно. Ок. Фиксируем. Догматизм как он есть, рафинированная форма.

  • Евгений Волков

    Евгений ВолковАлександр Серкин Первый скрин — это хорошее изложение общепринятого в мире концепта критического мышления, основанного на широком экспертном консенсусе.

  • Евгений Волков
    Евгений ВолковВладимир Наумов Интеллектуальное смирение — это синоним самокритики, так что в концепт критики вполне вписывается. Интеллектуальная эмпатия как концепт вполне может описывать учёт эмоционального и когнитивного состояния объекта критики, если это личность или группа людей, что опять же никак не противоречит и не препятствует никакой обоснованной критике.
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Предполагаю, что резкость Владимира может быть вызвана тем, что труд о критическом мышлении не шибко демонстрирует это самое мышление у авторов. Такое явление, к сожалению, распространено очень широко. Владимир Наумов
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Александр Серкин Оба скрина надо брать как единое целое, и без первого нет второго.

Речь вот об этом:

4К-инструкция для школьного урока

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление: о 4К-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Тем временем требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Учителя спрашивают: что это и как этому учить?

Ответ в книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией Российский учебник. В нее вошли практические советы и методики, систематизированные сотрудниками Институт образования НИУ ВШЭ

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление: о 4К-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Тем временем требование развивать «навыки в....

911 words