Замечательный текст Владжимира Наумова, который хорошо помогает мне определиться, что делать дальше с онтотренингом.
Пятница, 31 января 2020 г.
Потребность в обучении, или Чему учить сегодня?
https://vnaumov.blogspot.com/2020/01/blog-post_31.html
Два базовых условия возникновения потребности в обучении:
|
Общее, среднее или высшее образование
|
Корпоративное обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка
|
1
|
Когда в дефиците или отсутствуют необходимые знания, способы деятельности и компетенции в той или иной сфере (личной, бытовой, социальной, трудовой, культурной) для успешного и нормального функционирования в этой сфере сейчас и в мыслимом будущем
|
когда производительность и/или поведение работника(ов) (независимо от профессии или занимаемой должности) в той или иной мере препятствуют нормальному функционированию организации в данное время в текущих условиях
|
2
|
Когда нет или не хватает знаний и способов деятельности, а также мотивации для успешного учения, а также взаимодействия и общения, решения учебных и повседневных задач и проблем, выражения идей, себя, оформления продуктов своей деятельности в культурной форме
|
когда уровень подготовленности работника(ов) недостаточен для работы в условиях изменений и профессиональной и(или) поведенческой адаптации к ним
|
Казалось бы, всё ясно: учим тому, чего люди не знают, не умеют, не могут осуществить на практике. Да вот проблема: уж больно много наук и практик развелось. Не всегда ясно, какие из них для обучения выбрать.
Приведу пример из жизни. В одном физкультурном вузе ломают голову: спортивные тренеры, работающие с командами, отличные специалисты в своих видах дисциплин, испытывают огромные трудности во взаимодействии как с командами, так и с отдельными их участниками. Критические для спортивных достижений и доброго психологического климата трудности. Чему в такой ситуации нужно учить? Особенно на краткосрочных программах. Впрочем, и на курсах переподготовки и даже для очников решению этой проблемы «окончательно и бесповоротно» тоже не сильно учат. А ведь для этого можно задействовать колоссальное количество наук, учебных дисциплин, методов и методик. К примеру:
-
Культура речи, стили и особенности общения тренера (филология).
- Педагогический такт тренера (педагогика, видимо).
- Руководство и его стили (теория управления, менеджмент, обычно).
- Личность тренера. Личность спортсмена. Мотивация. Психология идеального тренера (психология личности).
- Психология групп. Групповая динамика спортивной команды. Лидерство. Управление конфликтами. (социальная психология).
- Можно задействовать и всяких полипредметных дисциплин (курсов) типа: межличностное общение и факторы его эффективности. Использование обратной связи в работе тренера. И пр., и т.д. и т.п.
Прямо глаза разбегаются от обилия наук и возможных решений.
Однако запрос на курс один, пусть и не сильно структурированный: научите специалистов тому, чтобы члены команды вместо трений с тренером и между собой сконцентрировались и боролась бы за спортивные результаты слаженно.
Можно изучить дюжину теорий мотивации и столько же направлений психологии личности. Однако если в результате обучения в деятельности тренера ничего должным образом не изменится, то оно не даст результата (кроме отметки). Любое обучение имеет своей абстрактной целью изменения в интеллектуальной и деятельностной сферах обучающихся. Чем учить тренеров? Таким изменениям в их поведении, которые приведут к тому или иному результату.
Ответ на сакраментальный вопрос «Чему учить?» таков:
На основании знаний о N нужно изменить деятельность (бездействие) обучающегося А на деятельность В. То, что мы должны получить в результате такого изменения, и станет предметом обучения.
Приведу еще примеры из своей практики:
На вопрос, что будет предметом изучения в вашем курсе один слушатель (доцент, между прочим) сформулировал: учебник «Информатика», написанный в соответствии с ФГОС. Другая слушательница (и тоже доцент) ответила: язык программирования NN.
Добро бы люди назвали предмет изучаемой науки (типа: общие закономерности информационных процессов), то есть обозначили совокупность абстракций для описания некой реальности, выраженную в теоретической форме модель изучаемого объекта.
Предмет обучения не тождественен предмету научного познания.
Современное обучения перестает быть знание- и наукоцентрированным, предметно-тематическим. Потому научные абстракции из результата обучения превращаются в его средство. А результатом обучения сейчас выступает деятельность (деятельностный подход, педагогический дизайн) или компетентности (опыт деятельности), ее способы, то, что будет делать обучающийся по завершению обучения и образования. (Разумеется, на основе определенных знаний как условия, предпосылки, инструмента для осуществления деятельности.)
Хотите правильно определять предмет изучения, изучить и применять алгоритм его обнаружения и описания? А заодно и создавать дистанционные курсы под ключ? Милости просим на сюда:
PS. Возможно, причиной трений в спортивной команде являются вовсе не действия тренера или членов команды, а плохой стадион и тренировочные залы, неудобный распорядок дня, плохая нематериальная мотивация и мизерное денежное стимулирование, отвратительное руководство со стороны менеджеров клуба и т.п. В этом случае учи тренера или не учи, толку не будет. В таких случаях обучение лучше вовсе не проводить. Корпоративное так точно не стоит.