Интересно и полезно, но несколько поверхностно. Требуются аргументы не уровня «погладить по голове», а уровня «взять за жабры».
Зачем нужно образование?
21 ноября 2019 г.
Концепции образования
Культура пропагандирует, что образование – это залог «счастливой и стабильной жизни». У нас в стране высшее образование является распространенным явлением. Хотя и немалая часть общества считает, что для счастливой жизни хватит минимального образования, то есть по их мнению образование не гарантирует богатство и счастье.
Высшее образование нужно для привилегированного класса, а остальное население лучше оболванивать.
Необходимость образования объясняется противоположными концепциями. Одна позиция состоит в том, что высшее образование нужно для привилегированного класса, а остальное население лучше оболванивать. Согласно этой концепции существует интеллектуальное меньшинство. Вводится такой термин как «ответственные» или «деятели», которые готовят и принимают жизненные решения для человечества. Остальное народное большинство обязано быть «зрителями», и не должно быть участниками событий. С другой стороны, страх перед массой необразованных людей провел к этапу массового образования. Подводилось для этого обоснование - «нужно воспитать народонаселение, чтобы держать эти миллионы подальше от наших глоток». При этом, главные требования даже такого образования – это узость и ограниченность обзора, отсутствие независимой мысли и шаблонное или процессное мышление. Последнее означает поощрение запросов на выдачу четких инструкций типа "делай раз, два, три", а также муштра и запугивание со стороны учителя.
«Нужно воспитать народонаселение, чтобы держать эти миллионы подальше от наших глоток».
В сети можно найти лекцию «Образование: кому и зачем?» Ноама Хомского, профессора Массачусетского технологического института. Ноам Хомский разобрал вопрос нужности образования в масштабе общества, страны или мира. В этой статье попробуем ответить на поставленный в заголовке вопрос с точки зрения человека.
Образование и кругозор
Существует неразрывная связь образования и интересов человека. Образование расширяет кругозор и самым непосредственным образом влияет и формирует разнообразные наши интересы. Человек посредством образования познает мир. Это дает ему возможность определить свою роль в мире. Человек формируется средой, в которой он живет, а потому эта среда может разрушать, мучить, вводить в стрессовое состояние или же может развивать и открывать человеку новые миры знаний. Образование как ничто другое позволяет человеку познать мир, сформировать и постоянно обновлять интересы. Со временем интересы формируются в широкий кругозор.
Образование расширяет кругозор и самым непосредственным образом формирует интересы человека.
Человек с сугубо утилитарными интересами проживает жизнь отличную от человека, у которого обнаруживаются широкие интересы. Чем больше у человека интересов, тем потенциально у него интереснее жизнь.
В джунглях люди удовлетворяют свои интересы, но вряд ли можно сказать, что у них широкие интересы. В каменных джунглях тоже живут люди, которые имеют по сравнению с аборигенами ненамного больше интересов. Поэтому, когда мама с папой говорят, что надо учиться, то пытаются хоть и неосознанно сказать: «Найти себя в нашем сложном мире». Это можно также сказать как имей широкий кругозор, умей контактировать с окружающим миром и людьми, чтобы выявлять свои разнообразные интересы.
Расширение интересов происходит в том числе за счет того, что образование помогает получать удовольствие от интеллектуальной деятельности. Например, можно вспомнить тот момент, когда будучи учеником или студентом, наконец-то удалось решить сложную математическую задачу. Степень удовлетворения или уровень получения дофамина от интеллектуально-сложной деятельности выше, чем от простой или банальной деятельности. Возможно, в том числе поэтому многие люди, которые вынуждены заниматься неинтеллектуальным трудом так ненавидят свою работу.
Однако, чтобы получать восторг и удовольствие от интеллектуально-сложной деятельности необходимы соответствующие знания. И в первую очередь, необходимо знание о том, для чего эта сложная деятельность предназначена и какой продукт появляется в результате это деятельности. Важно разбираться с внешним окружением получаемого продукта, с его внутренним устройством и т.п. Умение это видеть, а в некоторых случаях моделировать и создавать, приводит к интеллектуальному удовольствию. Отсюда со временем вытекает соответствующий интерес человека.
Чтобы получать восторг и удовольствие от интеллектуально-сложной деятельности необходимы соответствующие знания.
Например, искусство – это мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие (из Википедии). Большинство не видят в произведениях искусства сложные структуры и системы, так как нейронная сетка этих людей способна воспринимать только простые конструкции. Легко получить удовольствие от попсы, но сложно от классического музыкального произведения. Для того, чтобы понимать искусство необходимо развивать интеллект и, как говорят, профессионалы-психологи, свою дефолт-систему мозга.
Образование как инструмент удовлетворения интересов
Образование - это инструмент для самого быстрого удовлетворения интересов. Сначала разберемся с тем, как образование помогает удовлетворять интересы, а потом почему правильное фундаментальное образование помогает это делать быстро.
Удовлетворение интересов происходит в тот момент, когда человек «играет» интересные ему роли. Это могут быть профессиональные роли инженера по требованию или маркетолога. Это может быть спортивный интерес: игра в футбол. Я играю каждое воскресенье, я по роли футболист-любитель. Чтобы мой интерес удовлетворялся, я должен освоить соответствующую практику игры в футбол. Хотя бы на минимально-достаточном уровне – отдать пас, знать правила, немного дриблинга, видение партнеров на поле и т.п. Иначе вряд я ли смогу получать достаточного наслаждения от командной игры. За неимением вышеизложенной практики игры меня могут, например, затюкать на поле, да и самому будет неприятно подводить команду. Если практика (технология, метод работы, метод игры по роли) не освоена, то будет сложно удовлетворять свой интерес. Поэтому, под образованием имеем ввиду результат обучения соответствующим техникам, методам работы, практикам.
Удовлетворение интересов происходит в тот момент, когда человек «играет» интересные ему роли.
Кстати, если не понимать такой связи как Интерес-Роль-Практика, то не видны причины того, почему часто люди не доводят начатое дело до конца. Задайте себе вопрос, когда вы бросали какое-то дело (на работе или это было увлечение), то насколько хорошо вы уже овладевали соответствующей практикой? Возможно, что вы осознанно не пытались освоить практику, не тренировались в мастерстве, делали все интуитивно. Соответственно результаты были посредственными.
Вот пример. Много людей хотели бы кататься на горных лыжах, но далеко не все доходят до такого уровня мастерства, после которого они получают истинное удовольствие от этого процесса. Часто, имея какой-то интерес, в итоге «предаем» его, бросаем начатое дело. Если понимать, что нужно, как в примере выше, ставить практику катания, а именно подойти профессионально к тренировкам в межсезонье (например, сходить на специальные тренажеры), то при должном упорстве можно обзавестись крутым интересом.
Таким образом, удовлетворение интересов происходит через изучение прикладных практик. А как правильно выбирать прикладные практики и быстро их осваивать? Вот для этого необходима мощная платформа самообразования. Если продолжать пример со спортом, то платформа самообразования – это развитое тело, способное осваивать на любительском уровне разные виды спорта (прикладные практики).
Часто, имея какой-то интерес, в итоге мы его «предаем», бросаем начатое дело. Говорим, что "это не моё".
В части когнитивного развития платформа условно состоит из фундаментальных знаний и кругозора. Эта платформа есть у каждого человека, она преимущественно закладывается в Школе и ВУЗе. Но к сожалению, качество государственного образования постоянно падает, так как учат по программам прошлого века, что не отвечает современным реалиям. Но даже те, кто «закончил свои университеты» ранее также находятся не в лучшем положении, поскольку им требуется серьезный апгрейд платформы самообразования. Поэтому многие чувствуют себя некомфортно и тревожно по поводу будущей работы, особенно в свете быстроменяющихся условий и роботизации.
Имея мощную платформу самообразования, человек может быстро удовлетворять интересы, поскольку правильно подбирает необходимые прикладные практики и быстро их осваивает. В Школе системного менеджмента сформирован список тех дисциплин, которые составляют основу платформы самообразования для современного человека. Школа ставит платформу самообразования, которая закрывает вопросы бизнеса, инженерии, менеджмента и телесного мышления. Поэтому в наши списки предоставленных курсов входят: Онтологика и Системное мышление, Научное мышление и Вычислительное мышление, Ролевое мастерство и Функциональная грамотность, Телесное мышление и Личное развитие, Системное предпринимательство, Системная инженерия и Системный менеджмент. Конечно, в платформе необходимо также искусство и культура, экономика, социология и политика и т.п., но в Школе эти дисциплины пока не преподаются. Зато есть фундаментальное образование в части развития тела.
Имея мощную платформу самообразования, человек может быстро удовлетворять интересы, поскольку правильно подбирает необходимые прикладные практики и быстро их осваивает.
"Интегративная сложность" человека
Прикладные практики или конкретная профессиональная специализация обуславливается интересами человека. Если жить по интересам, то работа у вас будет интересная. Вы лучший специалист, потому что личный интерес увязан с лучшей на рынке прикладной практикой. Вам хватает кругозора, чтобы всегда понимать и разбираться в профессиональной моде. Если появится новый метод, то вы быстрее всех освоите его. Это будет возможным, потому что у вас мощная платформы самообразования, которая позволит на порядок быстрее остальных научиться новой практике.
Следование за своими интересами – это то, что приводит нас к интересной жизни. А чем менее сочетаемы между собой наши интересы, тем даже лучше. Эти абсолютно разные интересы от искусства, спорта, работы и т.п. формируют наш кругозор и наш уникальный набор компетенций. Противоречивые крайности дают больше конкурентных преимуществ, чем концентрация в одном интересе. В западной литературе на этот счет используется специальный термин - «интегративная сложность». Это способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные. Поэтому чем больше у человека самых разнообразных интересов, тем у больше возможностей на интересную жизнь, а платформа самообразования помогает возможности перевести в реальность.
«Интегративная сложность» - это способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные.
Таким образом, образование – это главный инструмент для того, чтобы построить разнообразную интересную жизнь. И поэтому образование имеет первостепенное значение для любого человека. Однако, не любое образование позволит сделать жизнь интересной и разнообразной. Необходимо сначала иметь мощную платформу самообразования, которая позволит далее удовлетворять разные свои интересы посредством овладения соответствующими прикладными практиками. И тогда вам станет абсолютно пофиг на то, что считает «интеллектуальное меньшинство», «ответственные» или какие-то другие представители «привилегированного класса» о том какое и для чего нужно образование вам и вашим детям.
Автор - Ц.Церенов, https://www.facebook.com/tseren.tserenov