Онтология и онтологика: кейсы и основы

«Основы онтологики»: содержание, объём и стоимость курса в Москве

«Основы онтологики»: содержание, объём и стоимость курса в Москве

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

https://www.facebook.com/events/307641266456615/

Курс "Основы онтологики" предваряет курс «Системное мышление», знакомя со всеми необходимыми для него концептами логики и онтологии.

Наш курс понимается как фитнес в смысле готовности к (онто)логическому действию: концептуализации описаний мира, созданию полезных и точных моделей мира, логичным интуитивным и формальным рассуждениям и, наконец, творчеству.

Не пугайтесь сложной терминологии! Освоив её, вы сможете дальше быстрее разбираться с разными видами мышлений (прежде всего – с системным мышлением, научным мышлением).
Вы будете знать, как добиваться роста полезности и точности ваших моделей, как относиться к сделанным другими людьми самым разным формальным и неформальным описаниям мира.

Материал курса основан на результатах исследований начала 21 века (Канеман, Джейнс, Льюис, Партридж и т.д. – от 21 века прошло уже 17% и много чего успело измениться по сравнению с лучшими представлениями 20 века о логике и онтологии), он пока не преподается ни в вузах, ни в школах, а между тем является необходимым для освоения сложных мыслительных практик.

Особо мы рекомендуем данный курс для тех, кому трудно понять курс системного мышления. Не будет преувеличением сказать, что курс является мировоззренческим (онтология – это ведь про картину мира!).

http://system-school.ru/ontologics

Основы онтологики 2.0

Навести порядок в смысловом пространстве, чтобы легче освоить системное мышление

Чему учит этот курс

  • концептуализации описаний мира;
  • созданию полезных и точных моделей мира;
  • логичным интуитивным и формальным рассуждениям;

...и, наконец, творчеству.

Не пугайтесь сложной терминологии! Освоив её, вы сможете дальше быстрее разбираться с разными видами мышлений (прежде всего – с системным мышлением, научным мышлением). Вы будете знать, как добиваться роста полезности и точности ваших моделей, как относиться к сделанным другими людьми самым разным формальным и неформальным описаниям мира.

Какие еще задачи поможет решить курс

  • Сделать процесс рассуждения более осознанным
  • Сделать процесс рассуждения более гибким
  • Обновить свои знания по логике и онтологии
  • Понять курс системного мышления

Что вы получите на курсе

Помимо ясности в голове

Полезный язык

чтобы говорить об онтологиях и логиках не только семантически (по каким правилам мы связываем обозначающий предмет знак и предмет в мире), но и прагматически (как использовать знаки для совершения действий с предметами). 

Задел на будущее

который позволяет эффективно осваивать другие мышления (например, системное, научное) или просто использовать развитую на курсе способность к построению более и менее формальных моделей в личной практике; 

Спектр мышления

от интуитивного до формального, и своеобразный мыслительный инструмент (байесовская «логика науки», предложенная E.T.Jаynes), который позволяет непротиворечиво объединить и свести воедино эти части. 
 

Курс рекомендуется всем, кто ощущает недостаток целостного представления о мышлении и мире, подозревает, что эти представления в 21 веке успели измениться со времён 20 века. Особенно основы онтологики будут полезны тем, кто хочет пройти курс системного мышления, или уже прошел, но что-то недопонял в его основах. 

Курс имеет образовательный ценз: мы ожидаем на курсе бакалавров и магистров инженерных и менеджерских специальностей. Математики и формальной логики на курсе не будет (хотя кое-какая арифметика потребуется, когда будем говорить о вероятностях), но, например, поэтам и историкам может оказаться непривычно.

4 занятия 1 раз в неделю 3 часа (19:00-22:00)

Программа курса

I. Спектр мышления, онтологии: прагматический подход.

Что такое прагматизм и зачем он нужен; как философы долго спорили и потом перестали; как не терять целеориентированность в действии, когда все время все пытаются отвлечься на то, как на самом деле.
Правильные вопросы: зачем я это делаю? чем полезно это высказывание? что для меня означают в плане действий эти слова?
Неправильные вопросы: что это значит на самом деле? что значит то или иное абстрактное понятие? как нужно поступить чтобы быть хорошим человеком?

Спектр мышления от интуитивного до формального.
Обучение и написание мануалов.
— Инструменты той и другой части спектра.
— Онтологии той и другой части спектра.

Построение онтологий:
— Онтология, онтика, домен, онтологическое описание;
— Индивиды, классы, классификаторы;
— Онтологии разных уровней;
— Теория теорий: концепты как теории, прототипы и объекты, объекты и отношения;
— Классификация, специализация, композиция;
— 4D и ментальное пространство, топомереология;
— Метафора карты и территории;
— Размытые понятия и абстрактные понятия;
— Абстрагирование и моделирование (начало);
— Выделение объекта из фона. Вьюпоинт. Стейкхолдеры. Основы стейкхолдерскоей осознанности.

II. Что такое модель и что с ней делать. Язык и моделирование

Разберемся с понятием модели и тем, как о них говорить и как их оценивать. Выясним, что делать, если нужно держать в голове две модели или совместить одну модель с другой. Поговорим о проблеме истинности и коснемся языка вероятностей. Приведем высказывания о мире к общему виду на шкале мышления.
— Модель и онтика. Что угодно модель чего угодно;
— Моделирование в классах. Переносим закономерности из проекта в проект (накопление знания);
— Текст — основной тип модели. Восстанавливать модель из текста — ключевой навык;
— Модель = схема/схемоид+интерпретатор;
— Какие модели для чего нужны и полезны;
— Способы получить модели — от других, из себя, из мира;
— Экзокортекс;
— Простые и компактные модели. Байесианство (основы), причинный вывод, законы;
— Коллективное моделирование. Для разных стейкхолдеров существенное разное. Если хотите вместе пользоваться моделькой, то придется подумать и учесть, что для ваших остальных участников будет существенным;
— Найти и не терять интересный вам уровень абстракции. Знание принципов и опыт;
— Вероятностная природа знания;
— Как мы мержим модели — через 4D.

III. Стейкхолдерство. Что делать, если модели мира разные?

— Определение стейкхолдера и мержинг онтик;
— Определение себя как стейкхолдера;
— Личность, актер, стейкхолдер;
— Многофокусность внимания;
— Владение собой и концентрация (экономия внимания). Групповые задачи;
— Что делать если нужно составить групповую модель.

IV. Байесианство, контрфактические суждения и причинный вывод

Весь вечер будем разбираться с теоремой Байеса, лежащей в основе современной логики: что такое условная вероятность, чем шансовая форма отличается от «обычной», почему теорема Байеса контринтуитивна и как с этим быть. Обсудим, для каких задач (прагматически, для действия) нам нужен определенный уровень точности и почему человек часто пытается быть байесианцем, но не знает об этом (спойлер: поэтому получается не очень хорошо. Мы расскажем,как с этим бороться).

Типичные ошибки:
— Игнорирование априорной вероятности;
— Игнорирование контрфактических суждений;

Контрфактические суждения: а что, если не..?
— Научное мышление;
— Причинный вывод;
— Вывод и прикидки;
— Вычисления Ферми, как измерить все, что угодно;
— Черный и прозрачный ящик.

Стоимость

22 000 руб. 19 000 руб.

Ведет курс Прапион Медведева

Философский антрополог, тренер по прикладной рациональности, соосновательница центра «Кочерга».
Преподает онтологику и прикладную рациональность: как принять хорошее решение на основе точной модели мира и потом качественно его воплотить.

Любит разбираться, как у людей устроен процесс познания мира, принятия и исполнения решений: где именно там можно совершить относительно небольшое вмешательство, чтобы получить наилучший результат.

1017 words