Другая онтология школы

Другая онтология школы

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм

Личный опыт ученицы 11-го класса
 
https://mel.fm/blog/anastasiya-kharitonova/24386-chemu-na-samom-dele-uchit-shkola-podchineniye-bespraviye-eydzhizm

 

«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь / Учат в школе, учат в школе, учат в школе» — чему ещё учат в школе? Наш новый блогер, ученица одиннадцатого класса Анастасия Харитонова, рассказывает, какие навыки, кроме решения уравнений и написания сочинений, прививает современная школа.

В обществе принято говорить о том, что школа — важнейший институт социализации, что она готовит ребёнка к «настоящей жизни». Попробуем взглянуть на этот этап образования с другой стороны: какие установки мы несём с собой в жизнь, покидая школьные коридоры? Вот некоторые жизненные уроки, которые лично я вынесла за 11 лет обучения в школе.

Ошибки недопустимы

В начальной школе мне и моим одноклассникам, бывало, ставили четыре за абсолютно безошибочную работу. Учительница аргументировала это тем, что в работе «слишком много исправлений». Логика такова: исправляешь — значит, сомневаешься. Сомневаешься — значит, не знаешь.

Уважать за возраст, а не за личные качества

Я никогда не забуду, как однажды школьный завуч кричала на мою одноклассницу и не давала ей возразить со словами: «Сначала окончи школу хотя бы и доживи до моих лет, а потом, может быть, я тебя и послушаю». Вот вам, школьники, жизненный урок: уважения можно добиться цифрами в паспорте. Да что там, элементарного права говорить можно добиться исключительно цифрами в паспорте! Ещё с начальной школы мы слышим постоянный призыв: «Взрослых надо уважать». Не умных, добрых, смелых и честных людей. Взрослых. И точка.

Проще — лучше

Школьное образование практически не предусматривает творчества. Вписаться в формат — вот что часто становится единственной целью при выполнении какого-либо задания. Особенно это чувствуется в старших классах, когда приближаются экзамены. Всё чаще начинает звучать фраза «Не заморачивайся, на ЕГЭ такого не спросят», а то, что принято называть школьным сочинением, неизбежно превращается в набор клише и вымученных неискренних фраз про любовь к родине и белым берёзкам. Зачем размышлять, если это никак не поможет попасть в критерии оценивания?

Выученное бесправие

Конкурс военно-патриотической песни, конкурс сочинений, сбор макулатуры, олимпиада по экологии… Как много в школе проходит мероприятий, в которых должен поучаствовать именно ты! Чувствуешь, что не имеешь права сказать «нет», потому что, по сути, не принадлежишь себе, пока находишься в школьных застенках. К словам, что участие добровольное, всегда неизбежно прибавляется «добровольно-принудительное».

Учителя почти никогда не объясняют, какой вообще прок во всём этом участвовать, но часто манипулируют фразами вроде «не заставляй меня разочаровываться в тебе», которые неизбежно заставляют чувствовать себя виноватым. За что? Стоишь на сцене и с обречённым видом поёшь вместе со всеми что-то про великую войну, так и не успев разобраться. Терзаешься из раза в раз довольно противным чувством, которое не даёт спокойно жить. Имя этому чувству — беспомощность.

В бесконечном круговороте нет возможности задаться простым вопросом: кто я вообще — человек или ресурс для выполнения ежегодных школьных планов?

Подчинение

Школа неизбежно учит подчиняться неестественным для человека правилам:

  • Коллективное выше личного. Сколько раз за школьную жизнь вы слышали фразу «„Я“ — последняя буква алфавита»?
  • Учитель важнее ученика. Формально все, конечно, равны, но некоторые равнее, иначе не существовало бы ужасной фразы «звонок для учителя».
  • Никто не ценит человеческую индивидуальность. Не выделяться в условиях школьной системы — гарант успеха. Если ты «слишком умный», вероятно, тебя будут недолюбливать одноклассники. Если «слишком глупый» — учителя. Всё, что остаётся, — существовать в условиях жёстких рамок и ярлыков, найти своё место в этой странной иерархии.

Школа учит не задаваться «лишними» вопросами. Не думать, действительно ли все полученные знания пригодятся в жизни и как розовые волосы помешают хорошо учиться. Ребёнок учится молчать, когда хочется говорить, сидеть смирно, когда хочется бегать, и наоборот — по той же схеме.

Ситуация, когда главной мерой успеха становится одобрение взрослого, неизбежно приведёт либо к активному бунту, либо к трусливому смирению и постоянному ожиданию конца, если со школой не повезло.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: @charlotte.ager

К комментариям(84)

637 words