Что в имени тебе моем?
Эпиграф: "Когда они пришли за коммунистами, я молчал..."
Сегодня почти случайно выяснилось, что еще одно слово, которое привычно звучит из всех утюгов имеет отношение и к образованию и к будущему, говорящими используется совсем не в том значении, нежели слушающими.
Речь о термине "профессия". Я-то, ретроград, вслед за Ожеговым считал, что профессия — это "основной род занятий, трудовой деятельности", а оказалось, что под этим словом понимается "некий социальный конструкт, при помощи которого люди отличают "своих", грубо говоря. Как некоторое развитие понятие "гильдия" для индустриального общества".
То есть, речь идет вовсе не о навыках, необходимых для трудовой деятельности, а о коммуникации внутри "гильдии".
Надо ли говорить, что это меняет чуть более, чем все?
Причин проста. Ожегов и иные словари трактуют русскоязычный термин "профессия".
Те, кто говорит о профессиях будущего имеют в виду profession, англоязычный термин.
Это открытие заставило меня оглянуться окрест. И душа моя уязвлена стала.
Потому что тотчас же в тот же ряд встали "кружки", которые вовсе не то, что мы имеем в виду под этим понятием.
Встали "наставники", которые вовсе не наставники, а, скорее тьюторы.
И это только в сфере, где я немножечко понимаю контекст и могу осознать, что происходит подмена.
Но мир вокруг — безграничен и из каждого утюга льются речи, в которых слова тупо используют не свои родные значения, а притянутые из другой культуры, но не осмысленные, а механически транскрибированные.
Да, кружок — это вовсе не только объединение школьников вокруг взрослого. Это еще и объединение для совместной деятельности, как нас учат словари. Но кто из нас использовал слово "кружок" в том же смысле, что и современники "Кружка ревнителей благочестия" (нас, конечно, уверяют, что "кружки" ведут свою родословную от "Кружка Жуковского", но любой школьник знает, что это не так. "Беседа любителей русского слова, которую высмеивал Пушкин, тоже была кружком).
Впрочем, это не важно. Важно, что за последние сто лет слово "кружок" применительно к образованию приобрело абсолютно определенное значение.
Но тут хотя бы возможны варианты.
С "наставниками" - хуже. Термину принудительно притянули новые смыслы, превратив его в один из основных столпов "современного" образования. Это вызывает непонимание у тех, кто занимался наставничеством испокон веку и принимал наставничество в том виде, как его описывают русские словари (высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку). Но и тут есть лазейка. В конце концов, у термина есть и значение "учитель, руководитель". Это правда, сразу выхолащивает смысл наставничества, сводя производственное обучение к традиционному, школьному, но лазейка остается.
Что же до профессии и profession - шах и мат.
"Существует общепризнанное соглашение по определению характерных черт того, что является профессией. У профессии есть «профессиональная ассоциация, когнитивная база, институционализированное обучение, лицензирование, автономия труда, коллегиальный контроль ... (и) этический кодекс», а также т, «высокие стандарты профессионального и интеллектуального совершенства»).
И, вообще - «профессии — это занятия с особой властью и престижем» и именно они составляют «исключительную элиту » во всех обществах. (англовикия)
Кто там говорил, что профессии нужно быть готовым менять как перчатки?
Комментарии
-
Дмитрий Овсяницкий А ещё есть специальности ;)Скрыть комментарий или пожаловаться на него
-
Александр Казанцев А вообще правильно сопоставлять нашу "профессию" с их "occupation". Все таки profession это то, где у тебя есть признание как владеющего знаниями и умениями.Скрыть комментарий или пожаловаться на него
-
Анатолий Шперх Верно. Но разговоры о смене профессий в течение жизни - это именно о переходе из одной "гильдии" в другую. только тогда эт оимеет смысл и ведет к успеху. В случае occupation по меткому замечанию Виталий Лебедев речь идет о побеге от неудачной действительности и собственного недопрофессионализма.Скрыть комментарий или пожаловаться на него
-
Александр Казанцев Анатолий Шперх Если ты разочаровался в профессии, то можно а) выгорать на старом месте (что массово имеем в том же образовании) б) сменить профессию на хобби, сделав последнее новой профессией (тут очень много успешных примеров) в) обучиться новой профессии, возможно полностью противоположной.
Проблема как раз в том, что люди боятся менять сферу деятельности по той или иной причине и страдают вместе с окружающими. Так как никакого роста в профессиональном смысле у них нет, обучаться новому они не хотят и в итоге ни работодателю не приносят прибыли (человек страдает и делает все из рук вон плохо) ни себе, ни окружению, на которое ложится его эмоциональный фон. И получаем к примеру врачей, которые вместо постановки диагноза и лечения жалуются как им плохо.Скрыть комментарий или пожаловаться на него- · Ответить
- · 3 ч.
- · Отредактировано
-
-
Виталий Лебедев Судя по описанию profession скорее соответствует понятию «профи», нежели «профессии».
Про изменение понятия «кружок», если честно, не понял...
Чем Пушкинский кружок или современный не «объединение по интересам»?Скрыть комментарий или пожаловаться на него-
Анатолий Шперх Виталий Лебедев "кружковое движение" развивает сеть детских кружков технического творчества.
По факту это совсем не "Зелёная лампа", а учебный комплекс в системе дополнительного образования, со своей программой, принятыми формами работы, традициями.
Товарищи из НТИ волюнтаристски перенесли на это понимание кружковой деятельности свое, которое, да, ближе к истокам, но абсолютно некорректно описывает реальное положение дел.
В результате мы имеем две реальности.
1. Реально работающие кружки продолжают работать в парадигме "руководитель-ученики"
2. Описание их работы идёт на языке "детско-взрослых коллективов"
Это не проясняет смыслов, а лишь запутывает, заставляя реально работающих руководителей не менять ничего, прикрываясь трескотней фраз.
И так во всёмСкрыть комментарий или пожаловаться на него- · Ответить
- · 2 ч.
- · Отредактировано
-
-
Galina Shavard Я работаю в институте социологии профессий, и тут к определению профессии добавляют еще наличие устойчивого этического кодекса (разработанного внутри профессии), социальной значимости (отсюда уважение) и относительной независимости от а) государства и бюрократии и б) законов рынка (и отдельным пунктом - от менеджеров). Это достигается развитой самоорганизацией и внутренними механизмами регуляции (лицензирование, этические советы и ид), долгим и дорогим образованием (высокий порог входа). Престиж - это из американской социологии, там (в классической модели) он обеспечен независимостью от государства и менеджеров и высоким порогом входа. Скажем, адвокатура и врачи сами управляют своими организациями (в классической модели).
А профсоюзов у профессий исторически не было, поскольку это про борьбу за права и торг с работодателем.Скрыть комментарий или пожаловаться на него- · Ответить
- · 3 ч.
- · Отредактировано
-
Светлана Гольцер А что в упоминаемом 19 веке было с институализацией? Кажется здесь собака зарыта, в разделении труда, мы отстаем лет на сто, или я заблуждаюсь?Скрыть комментарий или пожаловаться на него
-
Александр Бермус Дело не в "профессиях " или "кружках ", но в особом этосе взламывания любых традиционных/ не вполне контролируемых институтов, каковыми являются любые устойчивые социальные общности. Создание офисного планктона в любой сфере деятельности через "мыследеятельностную проблематизацию ", экспертную оценку качества, глобальные рейтинги и прочий bullshit, это ли не высшая цель реформ?Скрыть комментарий или пожаловаться на него
- · Ответить
- · 2 ч.
- · Отредактировано
-
Михаил Кушнир С терминологией сейчас беда. Все плывет. Каждый свои смыслы может переопределить и даже кичиться этим. Профессия, все таки,- устойчивый тип деятельности. В этом контексте ее нет. Сообщества тоже неустойчивые. Бурная коммуникация в сети снизила важность традиционных.Скрыть комментарий или пожаловаться на него