Онтология для школьников: опыт первого занятия

Онтология для школьников: опыт первого занятия

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Коллега Церен Церенов начал курс для восьмиклассников по системному мышлению. У меня по первому занятию есть несколько существенных возражений или поправок, но это хороший материал для введения в проблематику.

Школа системного менеджмента пришла в среднюю образовательную школу. Провёл первый урок для 8 класса частной школы в Москве. Мои первые 4 школьника (не считая двух собственных детей), отличные ребята. Незабываемый опыт, в реальности прочувствовал разницу обучения детей и взрослых. Так что курс «Введение в системное мышление» для школьников стартовал.

Первый урок был про физический и абстрактный мир. Основной посыл о том, что абстрактный мир понятий и теорий помог человеку моделировать мир и принимать решения в мире физическом. За счёт этого удалось формировать большие группы и быстро реагировать на изменения, что позволило человеку стать царем природы и полететь в космос.

Поэтому важно изучать теории, без них мы бы оставались обычными животными, которые живут только в «здесь и сейчас». Человек же может «перемещаться» между мирами. У каждого человека своя картина мира, которая осознанно формируется за счёт изученных и применённых теорий. Нельзя не изучать теорию, но и она без практики бесполезна. Системное мышление помогает работать с разными теориями: правильно их выбирать, быстро осваивать и применять.

Лекция с представлением заняла 30 минут, но в процессе были вопросы-ответы. После лекции было предложено ответить на 5 утверждений: согласны или не согласны. Потом обсудили ответы и обсудили примеры из жизни. В конце каждый написал пару предложений о самом главном, что вынес из урока. Эта стадия заняла 20 минут, пришлось задержать на перемене. Результаты очень порадовали. Ребята смышлёные, суть уловили быстро и привели свои примеры.

Конечно, без реальных проектов системное мышление не поставится, но кругозор будет сформирован. Дальше смогут осознанно принимать решение какие теории и методы им изучать после школы, а также это делать быстрее остальных.

Почин есть. В следующем году будем собирать группу школьников в ШСМ.

Папка с презентациями и другими материалами курса:

 
 
Комментарии
 
  • Олег Левенков
    Олег Левенков Церен, про абстрактное мышление и моделирование школьникам наверное хорошо зайдёт эволюционный подход от Дефолт-системы мозга (Default mode network)
    Евгений Волков
    Напишите ответ...
     
  • Анатолий Левенчук
    Анатолий Левенчук Вот, много лет на это надеялся. Что мы таки в какой-то момент дойдём до школьного возраста. Ибо всё это трансдисциплинарное нужно знать как можно раньше -- это ж как раз те знания, которые позволят потом сориентироваться в сложном мире, понять, что и как из дисциплин тебе изучать дальше, а когда уже не изучать, а просто работать.
     
  • Игорь Гатин
    Игорь Гатин Ура! Начало положено
  • Любовь Горяева
    Любовь Горяева Церен, ты прокладываешь новые тропы и я желаю тебе, чтобы их было как можно больше и удачи тебе! Думаю, эти школьники после лекций открыли для себя новые перспективы. Молодец, очень рада за тебя.
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Начал читать материалы, сразу возникло несогласие с тезисом про «царя природы» — глобальное потепление отлично показывает ничтожность человека, а не царственность. Вообще базовые посылки про факторы «успешности» человека даны в сомнительном и устаревшем (или далеко не самом лучшем) варианте. Готов подробнее пообщаться по Skype, если будет желание и возможность (у меня есть).
    • Церен Церенов
      Церен Церенов Да, я говорю, что это из гипотез. На этом примере также показываю, что картин мира много. Что теории верны пока они не опровергнуты. Последнее школьники даже сами сказали, когда я их спросил. Можем обсудить. Напишу чуть позже в личку.
    • Церен Церенов
      Церен Церенов Спасибо за замечание, я в презентации сделал специальную сноску.
       
  •  

606 words

In reply to Евгений Волков

Физический и абстрактный миры

by Евгений Волков -

29 октября 2019 г.

1595 words