воскресенье, 6 июля 2014 г.
Два языка электронного обучения. Логические предпосылки воздействия
https://vnaumov.blogspot.com/2014/07/blog-post_6.html
С давних времен люди, влияющие на других людей, искали наиболее эффективные способы такого влияния. Началось это, как минимум, в Древней Греции с противостояния двух риторических направлений: софистического (подчинить себе собеседника любыми средствами) и аргументационного (убедить собеседника посредством фактов и логических доказательств, опираясь на истину). Сменяли друг друга цивилизации, свершались социальные и технические революции, но человек и его язык (вернее, речь) по-прежнему пользуются обоими подходами.
Так сложилась две речевые технологии
В чем же секреты живучести и успешности агональных текстов и агональной аргументации? В нас с вами, в том, что мы открываем таким воздействиям сразу три канала:
Агональные авторы, как черт ладана, бояться строгих - в смысле, верифицируемых, проверяемых - определений. А если дают их, то лишь относительные (релятивные), истинность которых если и имеет место, то частично, и тут же обнаруживает свою ложность, как только мы попытаемся сделать эту истинность абсолютной:
2.Пропуски в аргументации
Агональный оратор прибегает к неполной аргументации, то есть позволяет себе выдать на-гора утверждение, но «забывает» аргументировать его доказательством, которое якобы само собой подразумевается (например, «Все бабы - дуры», «e-Learning– это просто», «Стресс в обучении вреден по определению, он 100-процентно блокирует мозг учащегося»)/
3. "Творчество" вместо стандартного решения
Агональная риторика стремится, а чаще делает вид, будто ориентирована не на решение типовых стандартных задач (им же учиться (и учить) надо!) по заданным общим правилам, а на изобретение чего-то новенького да оригинальненького, субъективно ярко окрашенного. Она норовит создать «новое жизненное пространство», которое должно быть «свежим» и не банальным, выдавая часть реальности за целостную реальность:
Итак, мы поговорили о логических предпосылках агонального текста в e-learning да еще и с иллюстрациями.
Какой из подходов к обучению предпочесть
Так сложилась две речевые технологии
- Классическая (доказательная)
- Агональная (соревновательная)
Классическая
|
Агональная
|
|
Доказательность, научность, логичность, поиски истины и объединяющих смыслов, опора на объективные данные и факты | Управление человеческим поведением посредством преднамеренного, как правило, нарушения логики, ложных аргументов, не доказательством, а убеждением, внушением, путем встраивания сиюминутных истин в индивидуальные контексты | |
Например
|
||
Никто не говорит о полном отказе от печенья, а вот увлекаться им не нужно Кондитеры выделяют такие основные виды печенья: сахарное, бисквитное, затяжное, песочное, сдобное, сбивное, слоеное, овсяное и галетное. Так, … при диетах, связанных с проблемами ЖКТ, врачи рекомендуют галетное печенье. Печенье может также принести свою пользу: оно богато фосфором, калием, железом, органическими кислотами. Источник |
Печенье не черствеет! Питательнее, выгоднее булки! Продает Моссельпром, отделения в любом переулке. Владимир Маяковский
|
В чем же секреты живучести и успешности агональных текстов и агональной аргументации? В нас с вами, в том, что мы открываем таким воздействиям сразу три канала:
- Логический
- Психологический
- Языковой (лингвистический)
Логические предпосылки агонального воздействия
1.Ни истины, ни лжи.
Агональное высказывание невозможно проверить на истинность или ложность. Агональный автор не может ни говорить правды, ни лгать. Выдвигая ту или иную мысль в качестве аргумента, он тот же приводит "пример из "практики", где правильность его мысли выступает в наглядном виде (потому они так обожают примеры из "жизни").
В какой из колонок агональный текст?
|
|
Давайте для начала представим такую ситуацию: контент-менеджер нашёл хорошую, на его взгляд, презентацию по заданной теме и, долго не раздумывая, передал её дизайнеру для превращения в электронный курс. Дизайнер взмахнул волшебной палочкой, и презентация PowerPointпревратилась в курс e-learning. Согласитесь, отличная метаморфоза!
Но в реальности такая миссия практически невыполнима. Как дизайнер может трансформировать сухой материал в курс, от прохождения которого обучающихся будет не оторвать?На мой взгляд, необходимо больше внимания уделять написанию сценария. Прежде всего, успешный сценарий подразумевает хорошо написанный текст, разбитый по слайдам. Работа с текстом только на первый взгляд кажется простой и не требующей креативных навыков. На самом деле, это длительный процесс погружения в тему, извлечение нужных смыслов и умелая подача информации. Источник |
Существует вредная иллюзия, будто проектирование электронных курсов начинается с создания их сценария. Увы, это серьезное и чреватое многочисленными методическими ошибками и напрасной тратой ресурсов заблуждение. Ибо на этапе сценарирования, собственно, а) завершается проектирование и б) начинается и заканчивается детальное описание того, каким образом будет осуществляться физическая реализация будущего ЭК. Проектирование ЭК завершается этапом оформления его сценария. Не разобравшись, однако, предварительно
приступать к разработке сценария ЭК для конкретных организации и аудитории самонадеянно и преждевременно. Не пройдя этапов, предшествующих сценарированию, мы рискуем получить «курс вообще», пусть и очень неплохой с абстрактно-педагогической точки зрения. Однако этот ЭК, скорее всего, будет не совсем для той организации и, следовательно, аудитории, которая испытывает в нем потребности.
|
Агональные авторы, как черт ладана, бояться строгих - в смысле, верифицируемых, проверяемых - определений. А если дают их, то лишь относительные (релятивные), истинность которых если и имеет место, то частично, и тут же обнаруживает свою ложность, как только мы попытаемся сделать эту истинность абсолютной:
Определение 1
|
Определение 2
|
Успешный сценарий подразумевает хорошо написанный текст, разбитый по слайдам. | Сценарий электронного курса — это пошаговое описание воображаемых разработчиком(ами) e-курса событий учебного процесса, основанное на взаимодействии обучаемого с контентом в зависимости от • особенностей предъявляемой ему информации;
• характера интеракций. |
В какой из колонок агональный текст?
|
2.Пропуски в аргументации
Человек – превыше всего Прежде всего, надо думать о людях. Написав сценарий, поставьте себя на место обучающегося: «интересно ли будет мне читать такой материал?» Помните, что e-learning – это живое общение между живыми людьми, а не роботами. Применяя принцип персонализации, мы получаем заинтересованных слушателей, жаждущих пройти курс. Если в курсе используется сложная навигация, давайте пользователям подсказки, помогайте им разобраться с заданием. Я, как контент-менеджер, стараюсь творчески подходить к написанию сценариев, ведь от того, насколько материал заинтересует обучающихся, напрямую зависит успех всего курса. Использование вышеперечисленных наблюдений помогает мне интересно, легко и увлекательно составлять разнообразные по тематике сценарии курсов. Девизом моей работы является золотая фраза английского писателя Редьярда Киплинга: «Слова – это самый мощный наркотик, используемый человечеством». |
События учебного процесса Основные события учебного процесса на уровне сценария (не путать с событиями на уровне структуры курса) в обобщенном виде можно представить следующим образом: • Предъявление данных
• Восприятие данных
• Сохранение данных • Манипуляции пользователя с данными во внутреннем и внешнем планах
(= деятельность пользователя по поводу данных)
• Передача данных от пользователя курсу (на сервер)
• Реакции курса на действие пользователя • Самоконтроль пользователем своей деятельности • Контроль и оценка деятельности пользователя курсом Таким образом, создавая е-курс на уровне сценария, разработчики концентрируют свое внимание на том, что именно будет происходить в процессе обучения при освоении пользователем тех или иных фрагментов содержания обучения как на уровне структуры курса, так и каждого его экрана (слайда). |
В какой из колонок агональный текст?
|
3. "Творчество" вместо стандартного решения
Язык живой как жизнь Обучение должно увлекать. Люди любят читать мнения, информацию, подкреплённую фактами и цитатами. Если тематика курса позволяет, можно вставить актуальный, подходящий к теме анекдот. |
Главное назначение сценария ЭК — регламентация взаимодействия обучаемого с электронным курсом, включая определение и того, с помощью каких элементов структуры курса, интеракций и медиа объектов это взаимодействие будет осуществляться. |
В какой из колонок агональный текст?
|
Итак, мы поговорили о логических предпосылках агонального текста в e-learning да еще и с иллюстрациями.
Какой из подходов к обучению предпочесть
- при изучении проблематики e-learning,
- при создании обучающих продуктов –
классический (доказательный, научный)
или
агональный (манипулятивный)
выбор за нами.