О первичности онтологий во всём — вот о чём фактически данный текст. Наипервичнейший навык, обретаемый человеком после рождения — навык присвоения чужих и производства собственных онтологий для социальной жизни в качестве социального же индивида. Все остальные навыки, знания и умения производны от этого навыка и его продуктов.
Среда, 4 ноября 2015 г.
О первичности навыка в обучении
С чего начинается усвоение новых знаний? С наличия навыков, позволяющих учиться. Вот базовые из них::
Как это использовать в работе преподавателя? Да очень просто! Бери да мониторь, умеет ли ученик наблюдать, концентрировать внимание при освоении транслируемых тобой новых знаний, отличать свои прежние (несовершенные и/или субъективные) и твои новые — правильные — знания и видеть в этом пользу, структурировать мысли и информацию, делать дедуктивные выводы и выносить индуктивные суждения и пр. И все это — на фундаменте излагаемой тобой дисциплины или практики Умеет — значит знает. Не умеет — значит не знает и к труду и обороне не (достаточно) готов.
В этом пытался убедить коллег во время web(семи)нара.
Основные тезисы вебинара:
1. усвоение новых знаний невозможно без ряда заранее сформированных навыков (см. список выше).
2. содержанием современного образования является система навыков, а так называемые знания (запомненное и воспроизводимое) лишь средства для достижения цели обучения — формирования системы профессиональных и социальных умений — системы деятельности (поведения).
3. готовясь преподавать, возьмите программу курса и перепишите ее на языке умений: что и как будет делать ученик благодаря предлагаемым ему знаниям. Контролируйте и оценивайте умение знания применять и адаптировать для решения разнообразных актуальных задач: учебных и/или профессиональных, а не повторять по трафарету на экзамене.
Диалектика обучения такова:
Материалы вебинара:
Презентация
Через два часа после вебинара испытал культурный шок, открыв письмо от хорошо лично знакомого и уважаемого в илёнинских кругах профессора:
Да потому, уважаемый А., человеку нужен широкий и разнообразный репертуар умений и навыков, чтобы:
- благодаря автоматизму последних и хорошей отработанности первых не учиться заново концентрировать внимание, наблюдать, классифицировать, вычислять, чертить, визуально или в воображении моделировать сложные вещи и т.п., а иметь благодаря этой отработанности время и возможность думать о чем-то более важном самостоятельно, эффективно и творчески. Не учитесь же вы галстук каждый раз завязывать заново?
- именно отработанный репертуар навыков и умений дает спокойствие и уверенность в себе и позволяет действовать "спокойно", рационально и социально приемлемо, а не бессистемно и спонтанно.
Не знаю, какое особое понимание мной навыка увидел коллега. Нет у меня такого понимания! Заимствую классическое устоявшееся в отечественной психолого-педагогической традиции понимание навыка и стараюсь его применять в своей деятельности без искажений, интерпретаций, оценок и добавок субъективизма.
Увы, до наших педагогов — никак не дойдет: прежде чем понимать и применять, нужно выработать умения да навыки помнить, в нужное время и в правильной ситуации вспоминать, отличать субъективное от устоявшегося и не отождествлять их с самостийностью мышления, не приписывать своего непонимания собеседнику или понятию "навык" Иначе — "все дозволено" будет в королевстве образованцев.