В рамках недели фасилитации хочу поделиться с вами практиками процесса Boundary Spanning. В качестве практического кейса ниже приведен пример проведения воркшопа по инновациям в IT компании.
Принципы подхода Boundary Spanning Leadership направлены на стирание границ между людьми и группами, будь то вертикальных, горизонтальных, демографических или географических. В долгосрочной перспективе, это помогает выходить на новый уровень взаимодействияи и создавать пространство для созидания.
Практики Boundary Spanning разделены на 6 этапов:
Этап 1: Buffering — определение границ
Это важный этап, который часто проскакивают, стремясь сразу перейти к построению совместного видения. На этом этапе создается безопасная среда.
Этап 2 Reflecting — переходим к пониманию “Мы”
Здесь замечаются схожести и различия между индивидуумами/группами, удается увидеть всю ситуацию с нового ракурса. На этом этапе закладываются основы уважения.
Этап 3: Connecting — создание нейтрального пространства, где происходит взаимодействие друг с другом, без потери индивидуальности. На этом этапе уважение переходит в доверие.
Этап 4: Mobilizing — создание общей цели, согласованных позиций и взаимопонимания. Доверие переходит в ощущение сообщества.
Этап 5: Weawing — переплетение границ. Это непростой этап, в основе которого способность выносить на обсуждение непростые вопросы, проявлять уязвимость и несогласие, ставить под сомнение статус кво. При благополучном прохождении, ощущение комьюнити переходит во взаимозависимость. О взаимозависимости хорошо говорит Стивен Кови в 7 навыках. В отличии от зависимости и от независимости, взаимозависимость выражается в том, что мы можем это сделать, мы можем взаимодействовать, мы можем, объединив наши способности и возможности, создать вместе что то более значительное.
Этап 6: Transforming — переход из одного состояние в другой. На этом этапе становится возможным создание чего-то прогрессивного, перспективного и высокоразвитого, способного существовать сквозь поколения.
Почитать больше о Boundary Spanning Networks можно у Chris Ernst и у Rob Cross об Organizational Network Analysis.
Кейс
=====
Компания ведет проектную разработку, предоставляя клиентам сервисы для проведения digital transformation. Более 700 сотрудников компании разбросаны по стране, что затрудняет переиспользование готовых решений и распространение знаний. Компания поставила целью выстроить взаимодействие и передачу знаний между лидерами проектных команд.
В качестве первого шага выбрали формат выездного однодневного воркшопа. Тема сессии: Нужны ли улучшения в процессе, как сейчас принимаются технологические решения, и если да, то какие первые шаги будут наиболее простыми и эффективными. Участники: 18 лидеров команд из 6 географических локаций. Некоторые из них впервые увидели друг друга вживую.
Этап 1: Buffering — определение границ
Первую половину дня мы посвятили личному выступлению каждого из участников, с ответом на вопросы:
- Вспомните два последних случая принятия вами технологического решения, которые для вас выделяются среди всех остальных. Какой был процесс?
- Какие были вызовы?
- Как вы справились с ними?
- Чему вы научились?
У каждого участника было 6 минут. Все слушали всех. Преднамеренно не объединяли в группы, уделив этому достаточно времени, чтобы собрать полное информационное поле. После каждого выступления всем давалась 1 минута сделать заметки по поводу услышанного.
Этап 2 Reflecting — переходим к пониманию “Мы”
После каждого блока из 3 выступлений все присутствующие отвечали на два вопроса: Что вы заметили схожего в выступлениях? Что вы заметили разного?
Работа была организована с использованием метода 1-2-4-All из liberating structures, результаты помещались на общую стену.
Этап 3: Connecting — создание нейтрального пространства
Для этого этапа мы использование две ступени рефлексии:
Первая ступень: И что того?
- Какой эффект подобная ситуация имеет на компанию?
- Как это поддерживает или ограничивает нашу эффективность?
- Почему это важно?
После этого этапа получили список того, что работает хорошо и что нужно улучшать. Удалось уйти на достаточно уязвимый уровень проблем, как например, “Мы не выходим из зоны комфорта при разработке решений, не рискуем. Хоть это и удобно для нас, но компания при этом проигрывает“. Учитывая, что это было не навязано сверху, а к такому выводу пришли сами участники о своих же решениях, возникло общее ощущение, что изменить ситуацию в зоне влияния каждого. Для перехода к поиску решений каждый проголосовал точками по двум критериям “Самое важное” и “Самое срочное“.
Вторая ступень: И что теперь?
- Какие решения мы должны принять как группа?
- Какие возможности мы можем создать?
- Что мы будем делать по-другому как результат этой встречи?
На этом этапе мы перешли к работе в двух группах над 2 самыми важными темами на улучшение, адаптировав метод World Cafe. Так каждый участник высказал улучшение по обеим областям.
Этап 4: Mobilizing — создание общей цели, согласованных позиций и взаимопонимания
На этот этап мы только немного запрыгнули обсуждением:
Какие принципы мы закладываем в основу нашей работы?
На выходе получили список согласованных принципов, которые были выработаны совместно в общем кругу и закреплены созданием намерения им следовать.
За два дня мы заложили основу и прошли, по сути, первые три ступени и немного запрыгнули в четвертую. Процесс пока продолжаем через online церемонии Digital Circles, регулярно созваниваясь тем же составом в ZOOM и совместные проекты на основе того, что заложили в сессии.
Бонусом к основному дню воркшопа, мы собрались вечером дня накануне на совместный ужин. До ужина провели практику, описанную Еленой Литвиновой (за что ей огромное спасибо) “Если бы вам нужно было влюбить в свою работу окружающих за 2 минуты, что бы вы сказали?”. По результатам создался образ ценностей каждого участника, увидели много пересечений. После ужина локация на природе позволила сделать формат вечерних историй в виде разговоров за костром “Пионерский лагерь”. Заранее распечатали разноплановые вопросы, будь то “Если бы я был супергероем, то каким” или “Любимая фраза из фильма”. Каждый по очереди вытягивал вопрос и все отвечали. Интересно получается, когда на один и тот же вопрос отвечает большое количество людей. Возникает уважение к разности. Получилось душевно и глубоко.
Для просмотра картинок в полном размере открывайте их в отдельном окне.