http://translatedby.com/you/checklist-of-rationality-habits/into-ru/
Источник: http://rationality.org/checklist/
Как вам может быть известно, Центр прикладной рациональности проводит ряд семинаров, каждый из которых посвящён ключевым цепочкам с LW, только в более практическом приложении, которые затем интегрируются в повседневные привычки.
Ниже приведен список рациональных привычек, который мы используем для занятий. Соавторами списка являются Элизер, я и ещё ряд членов CFAR. Как упоминается ниже, цель не в том, чтобы понять насколько вы "рациональны", но разработать личный список привычек для развития. Мы создали список, спрашивая себя, не какой контент по рациональности полезен для понимания, но какие действия (или стратегии мышления), относящиеся к рациональности, полезны на самом деле.
Надеюсь, что вам это будет полезно; правда надеюсь. Комментарии и предложения приветствуются; работы ещё много.
...
Данный список нужен, чтобы вы могли выбрать себе рациональные привычки для развития. Он нужен не для подсчета того, насколько вы «хороши в рациональности», а для развития нужных навыков. Для каждого пункта вам нужно задать вопрос — когда я в последний раз поступал так....
Никогда
Сегодня/вчера
На прошлой неделе
В прошлом месяце
В прошлом году
В позапрошлом году или раньше
- Реагирование на свидетельство/неожиданное событие/аргументы, которые вы ранее не слышали; маркировка верований для исследования.
- Когда я вижу что-то странное — что-то, что не вписывается в мои обычные ожидания, генерируемые моими верованиями — я успешно замечаю это, вывожу на сознательный уровень и думаю «я замечаю, что я озадачен» или что-либо подобное. (Пример: вы думаете, что ваш самолёт полетит по расписанию во вторник. Во вторник вы получаете письмо от Travelocity, которое советует приготовиться к «завтрашнему» полёту, что кажется неправильным. Вы успешно выведете эту неправильность на сознательный уровень? (основано на реальном опыте участника LW, который не заметил своего замешательства и пропустил свой самолёт.)
- Когда кто-либо говорит что-то, что мне не ясно полностью и что я не могу себе это наглядно представить, я замечаю это и прошу привести примеры. (Пример от Элизера: студенты-математики сказали, что они изучают «стек». Я попросил привести пример стека. Они сказали что целые числа могут формировать стек. Тогда я попросил пример того, что не является стеком.) (Пример от Анны: Кэт сказала, что её парень был очень агрессивным. Я попросила привести пример, когда проявлялась его «агрессивность». Она рассказала, что когда он за рулём и кто-либо за ним заводит двигатель, то он стремится выехать с перекрёстка первым — а когда он пассажир, то он злится на водителя, если тот не ведёт себя подобным образом.)
-
Я замечаю, когда моё сознание отстаивает одну сторону (вместо оценки того, какую сторону выбрать), и отмечаю это как неправильный тип мышления. (Пример от Анны: заметила, что убеждаю себя в том, что покупка новой одежды имеет смысл, вместо того, чтобы трезво оценивать, нужно ли это делать.)
-
Я замечаю, когда мой разум избегает определенных мыслей; когда я это замечаю, я отмечаю данную область, как требующую особого исследования. (Пример от Анны: у меня бывает провальное состояние там и тогда, когда я чувствую себя неуютно среди людей, я пытаюсь заставить их чувствовать себя ошибающимися, чтобы я ощутила себя менее уязвимой. Преобразовать это в слова и вывести на сознательный уровень требует повторяющихся сознательных усилий, поскольку мой разум продолжает хотеть просто уйти от темы.)
-
Я сознательно стараюсь приветствовать плохие новости или по крайней мере не избегать их. (Пример от Элизера: на мозговом штурме касательно будущих собраний по теме сингулярности, был поднят вопрос касательно того, что мы не просили деньги за предыдущие. Мой мозг попытался сопротивляться, так что я прибегнул к шаблону «плохие новости — это хорошие новости», чтобы переформулировать это как «Это значит, что мы не будем менять постоянное количество денег, которое мы подняли в прошлые годы, так что это хорошие новости, которые заключаются в том, что мы можем пофиксить стратегию и сделать в следующем году лучше.»)
- Вопрошание и анализ верований (после того, как вы обратили на них свое внимание)
- Я замечаю, когда я не любопытен. (Пример от Анны: всякий раз, когда кто-либо критикует меня, я обычно обнаруживаю, что мысленно пытаюсь оправдываться, а должна представить мир, в котором критика оправдана, и мир, в котором нет, чтобы убедить себя в том, что я на самом деле хочу знать. Например, кто-то критикует нас за то, что мы предоставляем неправильную информацию по поводу собираемой на встречах по рациональности статистики; я должна представить последствия [объяснения себе, почему я не могла сделать лучше, с учётом всего остального, что я должна была] против возможных последствий [представления, как могло бы быть сделано лучше, чтобы обновить мои шаблоны действия для следующего раза], чтобы перевести мой мозг из режима оправданий в режим я-должна-делать-это-по-другому.)
-
Я ищу настоящие причины моих верований, эмоций и привычек; когда я это делаю, я могу подавить стремление моего разума к поиску оправданий или установки сторонних оправданий, которые не являются настоящими причинами моих мыслей. (Пример от Анны: Когда выяснилось, что мы не можем заплатить за помещение кампуса, которое мы хотели арендовать, я нашла множество причин обвинить человека, который, предположительно, был за это в ответе; но осознала, что большинство моих эмоций появились из-за страха, что меня обвинят в перерасходе средств.)
-
Я стараюсь использовать конкретные примеры для иллюстрации абстрактных аргументов или доказательств. (Классический пример: Ричард Фейнман был озадачен, что бразильские студенты-физики не знали, что «материал с показателем преломления» означает материал наподобие воды. Если кто-либо говорит о доказательстве для всех целых чисел, вы пробовали подставить число 17? Если ваши мысли крутятся вокруг того, что ваши соседи по комнате — неряхи, пробовали ли вы поразмышлять о конкретных моментах, когда они неряшливы?)
-
Когда я пытаюсь выбрать между двумя или более гипотезами при помощи свидетельства, я представляю мир, где верна гипотеза №1 и рассматриваю исходную вероятность, которую я присвоил свидетельству в этом мире, потом представляю мир, где верна гипотеза №2; и смотрю, в каком из миров свидетельство более вероятно или предсказуемо, нежели в другом (Исторический пример: в ходе расследования по делу Аманды Нокс, подозреваемой в убийстве, после многих часов допроса Аманда прошлась колесом по камере. Прокурор утверждает, что это является аргументом в пользу её виновности. Попытаетесь ли вы, столкнувшись с данным заявлением, попробовать придумать, как это могло бы быть свидетельством в пользу её невиновности? Или вы сначала представите невиновного арестанта, виновного арестанта, спросите с какой частотой, как вы думаете, такие люди ходят колесом под арестом, чтобы увидеть в сторону какого мира склоняется правдоподобие данного события?)
-
Я стараюсь умышленно получать доступ к исходным вероятностям и сравнивать их, чтобы выявить силу свидетельства. (Недавний пример от Элизера: Использовал это в разговоре о выявлении свидетельства для парапсихологии, сказав что для неё я хочу р<0.0001, наподобие того как они используют в физике, а не p<0.05, перед тем как я начал уделять этому внимание в общем.)
-
Когда я считаю свидетельство недостаточно сильным, чтобы заставить меня поменять моё мышление (то есть коренным образом изменить верования или линии поведения), но всё же более вероятным для мира X, нежели для мира Y, я стараюсь обновить мои вероятности хотя бы на немного. (Недавний пример от Анны: Осознала, что я должна как-то обновить мои верования о том, что я хороший водитель, после того, как кто-то задел боковое зеркало. Пусть даже это было законно и скорее всего вина была не моя — даже так, данный инцидент был вероятен больше в том мире, в котором я плохой водитель.)
- Я замечаю, когда я не любопытен. (Пример от Анны: всякий раз, когда кто-либо критикует меня, я обычно обнаруживаю, что мысленно пытаюсь оправдываться, а должна представить мир, в котором критика оправдана, и мир, в котором нет, чтобы убедить себя в том, что я на самом деле хочу знать. Например, кто-то критикует нас за то, что мы предоставляем неправильную информацию по поводу собираемой на встречах по рациональности статистики; я должна представить последствия [объяснения себе, почему я не могла сделать лучше, с учётом всего остального, что я должна была] против возможных последствий [представления, как могло бы быть сделано лучше, чтобы обновить мои шаблоны действия для следующего раза], чтобы перевести мой мозг из режима оправданий в режим я-должна-делать-это-по-другому.)
- Работа с внутренними конфликтами; когда различные части вас тянут в разных направлениях, когда вы хотите разных вещей, которые кажутся несовместимыми; реакция на стресс.
Я замечаю, когда я и мой мозг, похоже, верят в различные вещи (расхождение веры и ожиданий), и когда это происходит, то делаю паузу и спрашиваю, кто из нас прав. (Пример от Анны: страхуемый тросами прыжок в Отеле стратосферы в Лас-Вегасе. Я знала, что это безопасно, поскольку 40000 человек сделали это без особого вреда для себя, но чтобы убедить свой мозг, мне пришлось дважды представить себе, как все люди из моего колледжа прыгают оттуда и выживают. Кроме того, мой мозг, по-видимому, порой бывает гораздо более пессимистичным, особенно в социальных вопросах, чем я, и почти всегда ошибается.)
Столкнувшись с трудным решением, я пытаюсь переформулировать его таким способом, который уменьшит или хотя бы заменит влияющие на него когнитивные искажения. (Пример от брата Анны: размышляя, нужно ли переезжать в Кремниевую долину и искать там более высокооплачиваемую работу программиста, он попытался переформулировать задачу, чтобы избежать предрасположенности к статус-кво: «Если бы я уже жил в Кремниевой долине, то согласился бы на понижение зарплаты в 70000 долларов ради переезда в Санта-Барбару к своим друзьям по колледжу?» (Ответ: Нет.))
Когда я сталкиваюсь с трудным решением, я проверяю какие из доводов последовательны — то есть какие из них основаны на будущих последствиях. (Недавний пример от Элизера: я купил матрас за 1400 долларов через интернет, взяв его дешевле, чем в магазине, но без возможности вернуть его. Когда оказалось, что спать на нём не очень хорошо, как показал опыт, — я всё ещё не слишком хотел тратить ещё больше денег на другой матрас. Я напомнил себе, что 1400 долларов — это уже необратимые издержки, а не будущие последствия, и не изменил важность и намерение лучшего сна, стоящего на кону (я сплю каждый день и это имеет большое влияние на меня).
Что вы делаете, когда обнаруживаете, что ваши мысли или аргументы зациклены друг на друге или ведут в никуда.
Я стараюсь искать конкретное предсказание, насчёт которого различные верования или разные люди определённо не согласны, просто для того, чтобы убедиться, что несогласие есть на самом деле/что оно эмпирическое. (Недавний пример от Микаэля Смита: кто-то волновался, что тренировка рациональности — фальшивка, и я спросил, могут ли они придумать конкретное предсказание о результатах рациональных занятий, которые были бы отличны от моего, при условии, что они «фальшивка».)
Я стараюсь придумывать эксперименты, результаты которых удовлетворят либо меня (если это внутренний аргумент), либо с которыми будут согласны мои друзья (если это групповое обсуждение). (Это мы использовали в ходе обсуждения названия для Центра прикладной рациональности — Джулия вышла наружу и протестировала различные варианты названия на порядка 120 людях.)
Если я обнаруживаю, что мои мысли кружат вокруг определённого слова, я попытаюсь табуировать его, то есть думать без использования этого слова или любого из его синонимов или аналогичных концепций. (То есть, если вы пытаетесь думать, достаточно ли вы «умны», «опрометчив» ли ваш партнёр, или «пытаетесь ли вы делать правильные вещи».) (Недавний пример от Анны: Советуя кому-либо перестать тратить так много времени на волнения, если они или другие люди оправдываются; сказав, что они пытаются сделать правильную вещь; и попросив их табуировать слово «пытаются» и говорить о том, как их мыслительные шаблоны ведут себя на самом деле.)
- Распознавание и выделение поведений (привычек, стратегий) для их обзора и исследования.
Я осознанно думаю о ценности информации, когда решаю попробовать что-либо новое или исследовать что-либо, в чём я не уверена. (Недавний пример от Элизера: заказ мяча для упражнений за 20 долларов, чтобы проверить, улучшит ли сидение на нём мою бдительность и/или мышцы спины.) (Давнишний пример от Элизера: после нескольких месяцев моей прокрастинации и напоминаний мне от Анны о ценности информации, я наконец попробовал посмотреть, что происходит, когда я пишу в соавторстве с кем-то и обнаружил, что моя продуктивность при этом, если измерять в написанном за день количестве слов, выросла буквально в четыре раза.)
Я оцениваю последствия — как часто, как долго, как интенсивно. (Недавний пример от Анны: когда мы дали Джулии задачу сформировать имя для центра, я волновалась, что определённый человек может обидеться, что не участвует в контроле над этим процессом, и должна была сознательно оценить, насколько невероятно это было, насколько бы он, вероятно, обиделся и как долго был бы обижен — этого хватило, чтобы мой мозг успокоился.)(Плюс реальный случай, который мы наблюдали в этом году: кто-то, меняя работу, боится, что подумают родители, и должен сознательно оценить, насколько им будет неприятно, как быстро они примут это и осознать, что это не может быть существенным фактором.)
- Пересмотр стратегий, формирование новых привычек, создание и внедрение новых поведенческих шаблонов.
Я замечаю, когда что-либо служит негативным подкреплением тому поведению, которое я хочу повторять. (Недавний пример от Анны: я заметила, что каждый раз, когда я нажимаю «Послать» для электронной почты, я представляю все варианты, когда получатель отреагирует негативно, или что-то ещё пойдет не так, то есть негативно подкрепляю поведение посылки электронных писем. Я (а) прекратила это делать, (б) создала привычку улыбаться каждый раз, когда я нажимаю «Послать» (что даёт мозгу толчок позитивного подкрепления). Результатом стало сильное снижение прокрастинации касательно почты.)
Я разговариваю с моими друзьями и сознательно задействую другие социальных механизмы обязательств для себя. (недавний пример от Анны: используя грейпфрутовый сок для работы мозга, у меня осталось немного, когда работа уже была сделана. Я посмотрела на Микаэля Смита и шутливо произнесла, "Но ведь если не выпить - пропадет ведь!" чтобы избежать ошибки необратимых издержек.) (Пример от Элизера: когда у меня были проблемы с отходом ко сну, я (а) поговорил с Анной о идиотском мышлении моего мозга, когда он уговаривает меня лечь позже, и (б) установил с Люком систему, где получал плюсы за то, что ложился вовремя, и минусы, если засиживался допоздна.)
Чтобы установить новую привычку, я вознаграждаю своего «внутреннего голубя» за выполнение привычки. (Пример от Элизера: ряд наблюдателей сказали, что моя привлекательность возросла за последние несколько месяцев после....трёх повторов 4-часовой сессии, в течение которой я вознаграждал себя M&M и улыбкой каждый раз, когда я делаю кому-либо комплимент, то есть вспоминаю сказать вслух то, что думаю приятное о человеке.) (Недавний пример от Анны: вчера я вознаградила себя улыбкой и счастливой мимикой за то, что заметила, как я сделала серию низкоприоритетных задач без того, чтобы определить их приоритет. То, что я заметила данную ошибку, является хорошей привычкой, которую я тренирую в себе при помощи вознаграждений, вместо того, чтобы ругать себя и чувствовать себя плохо.)
Я стараюсь не думать о себе так, словно я обладаю волшебной свободной волей; я стараюсь устанавливать влияния (привычки, ситуации и прочее), чтобы они поддерживали нужное мне моё поведение, а не полагаюсь только на свою волю. (Пример от Аликорн: я избегаю узнавать позиции политиков по контролю оружия, поскольку у меня присутствуют сильные эмоциональные реакции на эту тему, которую я не одобряю.) (Недавний пример от Анны: я подкупила Карла, чтобы он заставил меня писать в мой дневник каждый вечер.)
Я использую сторонний взгляд на себя. (Недавний пример от Анны: Мне нравится звонить родителям раз в неделю, но я не делала этого уже пару недель. Мой мозг сказал мне: «Мне не следует звонить сейчас, потому что я занята сегодня.» Мой другой мозг ответил: «С другой стороны, действительно ли сегодня необычно напряженный день, и будем ли мы свободнее завтра?»)