32 таксономических вопросов Блума для развития критического мышления участников тренинга

32 таксономических вопросов Блума для развития критического мышления участников тренинга

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

32 таксономических вопросов Блума для развития критического мышления участников тренинга

Критическое мышление одно из самых желанных жизненных навыков, так как оно позволяет эффективно принимать решения и обеспечивает возможность принятия обоснованных решений.

Умение критически мыслить гарантирует, что мы сделаем правильный выбор и сформируем соответствующие суждения в той или иной ситуации.

Критическое мышление – это навык, который может создать позитивное и взаимовыгодное решение для всех.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НАВЫК, КОТОРОГО НАМ НЕДОСТАЁТ

Отсутствие знаний делает трудным обучение критическому мышлению, убеждения и субъективные мысли также создают проблемы на пути к освоению критического мышления. Ведь критическое мышление определяется как «объективный анализ и оценка проблемы, для формирования суждения» и неспособность оценивать обстоятельства объективно делает невозможным практиковать его.

Таксономия Блума

Для научения критическому мышлению потребуется затратить некоторое время. Есть некоторые вопросы, которые помогут запустить нужные когнитивные процессы. Эти вопросы, стимулируют более глубокие мыслительные процессы, которые избегают простых, одномерных ответов. Вопросы сформулированы на основе Таксономии Блума – классификация педагогических целей. Бенджамин Блум в 1956 году вместе с группой учёных, предложили классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам и целей обучения.

Он делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю». Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума – мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая таким образом, наиболее полную форму обучения. В том же году, Блум написал книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания».

Какие вопросы Вы должны задать для того, чтобы участники тренинга начали критически мыслить?

В данной статье мы рассмотрим когнитивную область этой теории, в которой выделяется шесть уровней.

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории.

  • Что?
  • Когда?
  • Почему?
  • Как это можно описать?
  • Кто сделал?
  • Как можно объяснить?
В результате ученик воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

  • Какие отличия?
  • Какие сходства?
  • Какие имеются факты или мысли?
  • Какие есть доказательства в пользу того или иного?
  • Как это понимать?
В результате:
– объясняет факты, правила, принципы;
– преобразует словесный материал в математические выражения;
– предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • Что будет, если…?
  • Какие примеры можно привести?
  • Что можно с этим сделать?
  • Что может произойти, если…?
  • Как можно продемонстрировать своё понимание?
  • Как можно применить?
В результате участник тренинга:
– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
– использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

  • Как это можно классифицировать?
  • Есть ли разница между ними?
  • Какой вывод можно сделать?
  • Можно ли сгруппировать?
В результате обучаемый:
– вычленяет части целого;
– выявляет взаимосвязи между ними;
– определяет принципы организации целого;
– видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
– проводит различие между фактами и следствиями;
– оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

  • Как это можно сравнить?
  • Какой вариант лучше?
  • Какую пользу принесёт это решение?
    В чём ценность и важность?
  • Что можно порекомендовать?
  • О чём лучше думать?
Результат:
– пишет выступление или доклад;
– предлагает план проведения эксперимента или других действий;
– составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

  • Что может случиться, если…?
  • Можно ли предложить альтернативу?
В результате ученик:
– оценивает логику построения письменного текста;
– оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
– оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Этот структурированный подход отражает познавательный процесс, которым управляет критическое мышление. Он может прочно войти в вашу привычку в течение некоторого периода времени. Эти вопросы позволяют оспаривать традиционные мыслительные процессы, и это способствует нахождению новых решений.

 
На изображении может находиться: текст
 

630 words

Attachment Bloom_tax_questions.jpg