еще чтение замечательной книги покока про старую конституцию и феодальные законы сделало меня крайне скептичным к термину феодализм. покок показал на пальцах, что термин феодализм, придуманный французами на основе реалий северо-западной франции, абсолютно не применим к английским средневековым реалиям, основанным на шерифстве и горизонтальном праве. можно сказать, что никакого феодализма в англии не было, поскольку фьев и вся знакомая нам из плохих учебников иерархическая схема сюзеренитата со всем обслуживающим ее правом в англии просто не существовала. потом я прочел книгу французского медиевиста геро, демонстрирующего как сделан термин феодализм и насколько он идеологичен. и познакомился с большой дискуссией медиевистов, обсуждающих термин (некоторые ее фрагменты опубликованы в нло, в частности обзорная статья немецкого медиевиста). после чего стал ясно понимать, что феодализм из той же копилки, что и капитализм, социализм или фашизм - идеологическая этикетка, удобная, но не связанная ни с каким конкретным означаемым. так что когда кто то вещает об ужасах аозвращения в феодализм - проверяйте свои карманы. перед вами мошенник. феодализм продолжает использоваться как синоним средневековья, хотя и само средневековье на деле не безобидный термин, идеологически весьма нагруженный. но что называется других терминов у языка времени для нас нет, пользуемся этим ядовитым наследием гуманизма и просвещения.
но по-новому чувствительным ко всей риторике «феодализма» меня сделало прослушивание курсов Бушрона. специалист прежде всего по северо-итальянскому 14 веку, он разбирает историю коммунальных городов на широком европейском и даже всемирном фоне микроистрии. и держа в голове эту микроистрию, чтение глобальных схематизмов про «феодальные отношения» смешит чрезвычайно. потму что история средневековой италии 11-15 веков из всего этого схематизма выпадает более чем полностью. уже у вебера в его обобщениях средневековья северная италия была белым пятном, опрокилывающим его идеальные типы, как позже заметили комментаторы. но чтение мирсистемников или марксиста тешке веселит куда больше, вебер был осторожнее в своих обобщениях чем оперирующие феодализмом по марксистским схематизмам теоретики и идеологи. по сути региональная специфика нескольких областей европы нам выдается за всеобщий исторический закон. северная италия или англия просто живут в иной вселенной. наверно интересно в этой связи сличать вальтер скотта с истрическими реалиями англии его времени. прскольку скотт конструирует в своих целях из англии феодальный в северофранцузском смысле порядок - с тем, чтобы противопоставить ему свободных шотландских горцев. это его способ делать постколониализм и переживать норманнскую травму оккупации. интересно было бы сравнить травму монгольского господства на руси с травмой норманнского господства в британии. но вильгельм кажется не функционирует как чингиз хан, да и нужды объяснять отсталость англии норманнским нашествием нет. кажется и в италии не склонны объяснять свои проблемы франко-немецким нашествием, поставившим точку в истории коммунальных городов. но интересно наблюдать, как бродель сводит историю италии к генуэзкой республике. в его европе коммунальной северной италии тоже нет места, и милан, флоренция или венеция не играют никакой серьезной роли. хотя именно северная италия кует идеи, которые обеспечат столь любимый всеми марксистами капитализм политическим и экономическим содержаним. в другой своей знаменитой книге покок показал, как идеи макиавелли питают английский республиканизм. но макиавелли - лишь имя копилки означаемых. эти означаемые произведены спецификой северной италии и ее чудом городской революции. мало похожей на историю свободных имперских городов священной империи. говоря об империи, марксоидные феодалисты даже не в состоянии работать с идеей двух империй (духовной папы и светской императора), хотя их конфликт и определяет развитие европы вплоть до 17 века и того самого вестфальского мира. вестфальский мир покончил с империум христианум, окончательно закрыл грегорианский этап в истории эклезии, но сама история эклезии помешанным на производстве марксистам не интересна. кажется, она лишь помянута у Броделя, хотя это и есть настоящая кузница европейской территориализации, лежащая в основе вестфаля в том числе. даже в нюрнберге до сих пор помнят, где заканчивались земли свободного имперского города и начинались земли бамберского архиепископа. еще бы, граница проходит почти что в самом центре города (шварц в снежной королеве не так уж и далек от описания реальной территориализации срелневековых пространств).
мы все еще живем в романтическом сконструированном средневековье феодального рыцарства, имеющем мало отношения к реалиям большой европы «средних веков». но насколько богаче этот мир убогого феодального схематизма! какие сокровища сокрыты в микроистории тех времен. бушрон черпает и черпает, и остается только слушать, открыв рот.
но между прочим, перечел днями в третьем томе истории материальной цивилизации броделя глвку про соединенные провинции. это уже не средневековье, это новое время. бродель обсуждает, было ли у провинций государство. постоянная борьба голландии с герцогом на фоне наверняка бесконечно богатой микроистрии городских республик провинций сразу напомнила мне современную единую европу. увы, у броделя это пара предложений. его интересуют глобальные схематизмы. мощь и закат голландской экономики на фоне прочих экономических сил европы. а между тем в провинциях куется будущее всего европейского свободомыслия, именно здесь печатаются все запрещенные книги, чтобы затем под вымышленными издательскими данными расползтись по всей европе включая росссию. местным интеллектульным миром вдохновляются те, кто перевернет историю британии. голландскими выходными данными помечают книги, печатаемые в своих тайных типографиях, французские либертины (русские скорее всего тоже). отсюда привезет все свои идеи нового политического порядка петр.
к чему сей спич? что марксоидные схемы движения богатств и армий мало что объясняют в настоящей событийной истории. она свершается в микромире, а не в магаломанских схематизмах классов и материального производства. измы не помогают, а мешают понять мир вокруг и его историю. и феодализм - один из вреднейших.