Роли в образовательном проекте из моего доклада января 2017 года (https://ailev.livejournal.com/1325930.html). Воспитателей, регуляторов и пр. на диаграмме нет намеренно – не тюрьма! О тьюторской роли, например, я подробней писал ещё тут: https://ailev.livejournal.com/1145422.html, про роль педагога как лидера -- https://ailev.livejournal.com/1316601.html. Учитель -- тот, кто умеет научить (заинтересовывает педагог), то есть он знает предмет и приёмы обучения. Методист умеет вытащить учебный предмет из работы учёного (который создаёт дисциплину). Экзаменатор верифицирует результат образовательного проекта, работодатель валидирует.
Но всё это можно обсуждать только после того, как в голову уляжется понятие проектной/деятельностной/организационной роли с её интересами, предпочтениями и намерениями, и выполняемой этой ролью практики/деятельности. Это обсуждается в рамках театральной метафоры ("действующие лица и исполнители" -- роли тут как раз "действующие лица", а личности -- исполнители. Никто ж не путает Васю Пупкина, играющего Принца Гамлета и Принца Гамлета, кто из них "действующее лицо", а кто "исполнитель". Кто хочет в туалет в коротком антракте в силу личных интересов, а кто мучается вопросом про ту би ор нот ту би в силу ролевых интересов). Вот эта метафора, понятие практик, понятие жизненного цикла (проектные роли приходят оттуда) подробно обсуждаются в учебнике системное мышление https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/ (бесплатный вариант можно взять в припиненном сообщении в чате поддержки курса системного мышления https://t.me/systemsthinking_course).
Типовые ошибки в таких рассуждениях -- путают роль и исполнителя, роль и должность, роль и организацию исполнителя, роль и уровень квалификации исполнителя, роль и звание. Небольшой тренинг эту путаницу снимает, а затем важные вопросы: вот у тебя роль математика. Математику-то знаешь? В каком объёме, по какому учебнику? Ах, "у меня большой опыт", верим, верим ))) Ты прямо таки тьютор? По какой методике тьюторства работаешь? Ах, большой опыт работы с детьми. Верим, верим ))) Вот это оно и есть -- связь роли с практикой, а в практике обсуждение дисциплины/теории и технологии.
Ибо если Васю Пупкина обозвать Принцем Гамлетом, и он его будет играть на основе большого опыта сидения в зрительном зале школьного театра в молодости (где ставили Шекспира, правда, не Гамлета, а Отелло), но текста роли в самой пьесе Шекспира не видел и наизусть роль сознательно не учил, то ай-ай.
Комментарии
-
Ирина Самсонова Анатолий Левенчук, спасибо! Тут материала на "почитать и подумать" не на один день! Начала с тьюторской роли — как раз где-то месяц назад Алексей Корнилов интересовался "кто отвечает за персонализацию в образовании" и была выдвинута гипотеза, что именно тьютор... Naty Vo также писала, что в смешанном обучении учитель становится тьютором и фасилитатором. Мне лично близки вот эти ваши слова: "Ещё важный момент в том, что в образовании движется сам ученик, а тьютор может ему давать подсказки (навигационная метафора) "поворот через 200 метров". Если ученик пропустил поворот, то хороший навигатор перестраивает маршрут. Это изменение образовательной этики: если ученик никуда не хочет, то навигатор не показывает ему, как в это "никуда" попасть, он молчит и ждёт запроса" (с)Скрыть комментарий или пожаловаться на него