Онтология любви к демократии

Онтология любви к демократии

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Sergey Rogov
12 ч. · 
 

"В процессе перехода к демократии массы мобилизуются в ее поддержку.Однако зачастую массовая поддержка демократии основана не на внутренней убежденности, а на утилитарной мотивации — например, надеждах, что этот строй обеспечит населению такое же экономическое благосостояние, как в традиционно демократических странах.

Подлинная поддержка демократии возникает тогда, когда люди высоко ценят и считают самоцелью гражданские и политические права,которые она несет с собой.Такую подлинную мотивацию обеспечивают ценности самовыражения — поскольку без гражданских и политических свобод беспрепятственное самовыражение невозможно. Однако во многих странах демократия

пользуется мощной поддержкой даже несмотря на то,что ценности самовыражения там распространены слабо. В этих случаях люди выступают за демократию прежде всего по утилитарным мотивам, а не ради неотделимых от нее свобод.Подобная «прагматическая» поддержка теряет устойчивость, если результаты перехода к демократии вызывают разочарование

Разочарование первыми результатами перехода может привести к ослаблению поддержки демократии, если она не закреплена в сознании людей ценностями самовыражения.

Если поддержка демократии основывается в первую очередь на завышенных ожиданиях в политической сфере, а не убежденности в ценности свободы выбора как таковой,у тех,кто активно способствовал переходу к демократии, может возникнуть чувство безысходности. Всё большее несовпадение между надеждами и действительностью привело к разочарованию общественности во многих из молодых демократических государств, особенно там, где пришедшие к власти новые режимы действовали неэффективно.

С другой стороны, относительная укорененность ценностей самовыражения обеспечивает подлинную поддержку демократии, сохраняющуюся даже при разочаровании политикой новой власти.

В Чили и Испании поддержка демократии не ослабла, несмотря на то, что результаты экономической политики новых демократических властей оказались хуже, чем у предыдущих авторитарных режимов, добившихся впечатляющих успехов в обеспечении устойчивого экономического роста.

Разочарование в демократии приобрело ярко выраженный характер в восточных посткоммунистических и многих латиноамериканских странах, но не в западной группе посткоммунистических государств.

Политические акции протеста не являются прямым отражением объективных поводов для недовольства,существующих у людей.

В этом случае наибольшую протестную активность населения мы наблюдали бы в самых бедных странах, а наименьшую — в самых богатых, но на деле происходит как раз обратное. В странах с низкими доходами населения разочарование часто ведет к чувству безнадежности и самоустранению. Если,однако,разочарование сочетается с широким распространением ценностей самовыражения, эта ситуация,вероятнее всего,даст толчок эффективным массовым противоэлитным акциям.

К примеру, население России выражает крайнюю озабоченность высоким уровнем коррупции в рядах правящей элиты. Однако относительная слабость ценностей самовыражения в этой стране (и других постсоветских государствах) не дает людям достаточной мотивации для проявления своего недовольства в форме перманентной массовой противоэлитной активности."

Рональд Инглхарт, Кристиан Вельцель

"Модернизация,культурные изменения и демократия"

404 words