Евгений Волков поделился публикацией.
Что первично: этический код, мировоззрение или устройство экономики.
Мнение европейских гуманитариев разделились: Макс Вебер считал что сначала протестанты выработали этику капитализма ,а затем возник и сам капитализм. Многие считают наоборот: потребность в религиозной установке на экономическую успешность вызрела в протобуржуазной среде свободных городов Европы.
Я держусь первого предположения: сначала возникает в головах идея, а затем она материализуется, а не наоборот.
Т е под новые общественные отношения прежде должна быть заложен мировоззренческий и этический фундамент.
Невозможно построить капитализм, не укрепив прежде частную собственность.
А потребность в частной собственности возникает только тогда, когда возникает потребность в частной жизни, в обособлении от общины и племени.
Если частная собственность внедряется внешней силой, то получим проваленную cтолыпинскую реформу с массовым поджогом новых помещиков.
Невозможно построить демократию, не укрепив прежде законность.
А потребность в законности возникает не раньше потребности индивидуума в планировании своей индивидуальной жизни, отличной от той которая навязывается друзьями, родителями, общиной или государством.
Если демократия внедряется внешней силой как в Ираке в 2003, получается ИГИЛ.
Т е желанию "хочу много денег" должно предшествовать желание
"хочу института частной собственности, законности и демократии", причем, не ради денег, а ради любви
к институтам частной собственности, законности и демократии.
Т е, по моему убеждению, мир устроен так что люди должны попросить у Бога идеального, а затем Бог вознаграждает материальным, а не наоборот.
Это подтверждается и коммунистическим периодом. Люди в своих идеальных мечтах хотели материального равенства.
Разве они его не получили? У всех было поровну, по 120 руб. зарплаты и 6 кв. м жилья.
Господь исполнил то, что просили. Не поровну было власти. Но о равенстве в распределении власти и не просили.
На нынешнюю Россию, благодаря высоким ценам на нефть, материальные блага свалились
до того, как сложился моральный и мировоззренческий фундамент материального изобилия. Люди с гордостью бабуина-альфасамца ездят на дорогих иномарках, не ведая какой труд инженеров и рабочих Германии, Америки и Японии в них вложен и какой идеологический фундамент был в своё время подведён под это производство.
Люди, которым в пору щи хлебать деревянной ложкой наслаждаются дорогими ресторанами с уверенностью «я этого достоин».
Европа опередила остальной мир на несколько столетий. При этом, имея гармонию между политико-экономическим устройством и этическим кодом. (Без этического фундамента материального изобилия достигнуть бы не удалось.)
Неевропейский мир пришел на готовое, пожинает чужие плоды, но при этом такой гармонии не имеет.
Поэтому, имея незаслуженные излишки за счет паразитирования на достижениях Запада, неевропейский мир эти излишки используют не в соответствии с европейским этическим кодом, а в соответствии со своим, средневековым.
Деньги вкладываются не в человека, не в рост его образования и культуры, а в мощь государства, в средства достижения власти и демонстрации силы. Это характерно для половины стран мира.
Разрыв между материальным могуществом и нравственным уровнем будет увеличиваться для неевропейских стран с каждым годом. Потому что первое растёт быстрее, чем второе.