Онтология социального научения и обучения

Онтология социального научения и обучения

by Евгений Волков -
Number of replies: 2

Увидел в Facebook небольшую видеозаметку с ценного ресурса Big Think:

https://www.facebook.com/BigThinkdotcom/videos/2387965601474703/

Big Think

How social learning made us hugely successful as a species

What distinguishes humans is social learning — and teaching, says Nicholas Christakis, a physician, sociologist, and director of the Human Nature Lab at Yale University.

Перевод: Как социальное научение сделало нас чрезвычайно успешным видом.

И тут мне пришло онтологическое озарение (инсайт, если модными словами). Люди (homo sapiens sapiens), вообще-то, единственный вид, который всю свою социальность и всю свою социальную жизнь и создаёт, и непрерывно (ежеминутно, ежесекундно) поддерживает двунаправленным процессом научения-обучения, т.е. каждый из нас ежесекундно и научается быть социальным существом, и обучает всех окружающих, как им быть и оставаться социальными индивидами. Мы самодрессируемся при поддержке окружающих и синхронно дрессируем последних.

Представление о социализации как пожизненном процессе не ново, как и то описание этого процесса, которое я предложил. Но акцентирование именно такого варианта онтологического описания, как мне кажется, даёт много полезных следствий и возможностей.

Сразу под корень подрубается миф о научении/обучении как о таком явлении, которое в жизни человека происходит только по расписанию формальных учебных часов. И давайте вы попробуете сами набросать в комментариях к этому посту те открытия и закрытия, которые могут быть реализованы благодаря такому онтологическому переконструированию.

208 words

In reply to Евгений Волков

Re: Онтология социального научения и обучения

by Deleted user -
Достаточно наивная для меня заметка: начинает с научения друг у друга, приводя достаточно физический, банальный и в животном мире пример про горячее, когда можно было бы глубже подчеркнуть особенность человека, выделяющую его возможности перед остальными видами - культурную передачу сложной не обязательно ситуативно значимой информации словами, да само изобретение словесного способа концептуализации окружения. И далее следующий пассаж про обстановку, обеспечивающую свободный обмен информацией ("ведь мы этого так хотим, это же в нас заложено"), что лично меня под конец это навело на вопрос: а что, если в подобных "лайтовых" местах появятся люди, которые захотят чему-то научить вас - и не обязательно в ваших интересах? Свободный обмен информацией есть хорошо, но (онто-?)порог вхождения в подобные пространства стоит поставить не на уровне пола однозначно. Информацию нужно фильтровать, а для этого нужно иметь, чем фильтровать. И - как по паспорту алкоголь, по продемонстрированному умению стоять на лыжах - на чёрные трассы. Пользуйтесь на здоровье.

По теме: социализация, как часть взаимоотношений с окружающей нас средой, вполне может быть непрерывной, в зависимости от качеств и желания самогО индивида. Перефразируя недавний пост про обучение: наличие социума вокруг ещё не означает наличие социализации и продуктивных/конструктивных взаимоотношений с ним. Предположим это закрытием первым: двунаправленность подразумевает сонастроенность обоих (на процесс и контекстную/окружающую его системную онтологию).

Во-вторых: социум синхронно самоподдерживаем разделяющими его верования участниками. Какова степень их осознанности подобного поведения? Поддерживают ли они - социум, или {психологически нуждаются в нём} социум поддерживает - их?

В-третьих, кем-то же были заложены основы социума изначально? Социумы неоднородны: тон задаёт здравый смысл и рациональность или навязываемое мнение большинства? -> научаться можно у разных социумов -> социальные устои (онтология/мировоззрение по сути) определяют спектр обучаемой информации и способ её позиционирования.

В-четвертых: акцент на пожизненности обучения акцентирует необходимость поддержания активного внимания на это самое окружение, и анализирование его. Что задаёт определённую планку навыков мышления.

Как-то так набросаю. Не особо сильна в мифах и предрассудках.
"Реализуемые открытия и закрытия" - логические мышления?

308 words

In reply to Deleted user

Re: Re: Онтология социального научения и обучения

by Евгений Волков -

Видеозаметка сама по себе фиговенькая и плоская, но мне помогла кое-что достроить для себя.

Про осознанность: это как айсберг — мизер осознаётся, остальное проходит по несознанке (неосознанное, но не бессознательное). Социализация как пожизненное научение и обучение как раз не требует в базовом варианте никакого такого осознания, рефлексии, каких-то усилий, внимания и т.п., достаточно именно просто пребывать в социуме. При этом социум не есть что-то отдельно существующее, и никто его основы не закладывал, он случайно сложился из случайного поведения человекообразных приматов. В книжке я пробую это объяснить поглубже и развёрнутее.

89 words