Онтология организации научения математике и выявления причин ошибок: кейс

Онтология организации научения математике и выявления причин ошибок: кейс

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

О причинах учебной неуспешности.

Продолжу про индивидуальные учебные планы. Начало тут http://goo.gl/efvYLH 
http://goo.gl/94DNEK 
ttps://goo.gl/XgV
Поговорим про пятиклассников и опять про математику.

Вот пошел ребенок в 5 класс. Какую программу он будет изучать? Конечно пятого класса smile. Ну а вот и нет. На картинке составленные по итогам диагностики пятиклассников деревья (индивидуальные учебные планы) для повторения курса математики за начальную школу.

Что интересно: в одном случае ребенок закончил началку в элитной гимназии, и с математикой все хорошо было. Во втором случае – в обычной школе, и все было не очень хорошо.

При этом все равно есть что повторить. И это в основном разные темы.

И важно то, что пока мы эти темы не повторим, на мой взгляд, рано переходить к программе 5 класса. Ведь там, простите, меняется суть числа (оно из натурального превращается в дробь) …

А вообще учебные сложности можно разделить на четыре типа: 

1) За лето все забыли. Понятно. Можно «обнять и плакать», можно вспоминать. Но можно все подряд вспоминать, а можно сначала посмотреть, что именно забыли.

2)Часть тем типа «вычисли объем куба» или «составь задачу обратную данной» или те или иные разделы «геометрии» могли просто не проходить, ну и Бог с ними – пройдет, освоит.

3) Часть сложностей сводится к типовым затруднениям (например, площади/периметры или задачки где два взаимосвязанных параметра есть. В этом смысле это и на движение задачки и на расчет стоимости и на совместную работу: суть там часто одна и та же и если алгоритм решения таких задач не освоен, есть закономерные сложности.

4) А вот четвертый тип поинтереснее: это некие персональные сложности. И если удается, как то их нащупать, меня лично это сильно вдохновляет. 
Вот, например, ребенок одну задачу на деление уголком решил, а другую нет. Начинаем искать и видим, что в одном случае нуль в разряде. Ага, смотрим дальше, оказывается, что где-то в 1-м классе, когда цифры изучали, про нуль ребенок не понял, а потом, во втором он не понял про нуль как число и теперь в пятом он не решает деление уголком там, где этот нуль есть. Не проведи мы диагностику – мы бы давали решать и решать бесконечно задачи на деление уголком с нулем. А может надо попробовать вернуться к началу, увидеть нуль как цифру, потом как число, потом увидеть нуль в разряде и потом уже вернуться к делению уголком в тех примерах, где этот нуль получается?

Или другой пример. Ребенок решает задачки за 3-4 класс нормально все, и потом раз в одной задаче за 1 класс ошибка, потом в примере на сложение двузначных чисел. Какая у нас тут базовая гипотеза, обычно? Невнимательность. Но можно глубже посмотреть и проверить, а что со скоростью и точностью устных вычислений. Может в этом дело? Или нет. Тогда есть смысл поработать над навыком концентрации внимания. И это очень интересно.

Автоматический альтернативный текст отсутствует.
 
Комментарии
Владимир Погодин
Владимир Погодин Да, это очень интересно. И таким образом можно «затыкать дыры» в фундаменте подготовки, и здесь очень интересен рефлексивно-деятельностный подход Виктора Кирилловича Зарецкого. А ещё очень хочется научить этому подходу детей, потому что он, воообще говоря, про позитивное принятие и понимание себя и другого.

518 words