Онтология исторической, этической и правовой оценки: кейс презентизма

Онтология исторической, этической и правовой оценки: кейс презентизма

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Меня очень занимает место времени в человеческих обществах. Эта проблематика близка к тому, что вкладывается в понятие "историзм", - понимание того, что люди других эпох не были такими же, как наши современники, - но проблем тут больше.

В нашем диалоге с прошлым принято было "триангулировать" (слово Дж.Л.Гэддиса) события и поступки, оценивая их, с одной стороны, с наших этических позиций, а с другой - с позиций того времени, когда это происходило.

Это подход работал, пока время двигалось, история шла куда-то вперед, и мы легко устанавливали дистанцию со вчерашним днем.

Но вдруг время остановилось, - наступила эпоха "презентизма", не способная увидеть дистанцию между сегодня и вчера. Все, что произошло вчера, - все еще длится, и потому невозможна "триангуляция": этическая оценка может быть только одной, а подход "с позиций того времени" выглядит как оправдание морально недопустимого.

И вот тогда оказывается, что отцы-основатели были рабовладельцами, а Вудро Вильсон - расистом. А сколько выдающихся людей были антисемитами? А сколько великих политиков - безжалостными убийцами? Мы знали это и раньше, но "триангуляция" позволяла сопоставить эти взгляды с представлением о мире, доминировавшем в те эпохи, когда они жили. Оказывалось, что в этих своих отвратительных взглядах они мало выделялись из массы своих современников (по меньшей мере - из своих собратьев по социальному классу и слою), - но история помнит их не за это.

Теперь такое переосмысление становится причиной для низвержения героев: не могут стоять на площадях памятники рабовладельцам, а школы носить имена расистов.

И тут я подхожу к опасной теме. Что, если человек, о котором идет речь, еще жив? Время человеческой жизни оказывается длиннее эпох радикальных перемен. Этические принципы меняются быстрее, чем тянется биография. Допустимое по меркам общества 40 лет назад перешло в разряд преступления (так же как недопустимое стало разновидностью нормы). Можно ли предъявлять сегодня человеку претензии за то, что сегодня считается морально недопустимым (или даже уголовно наказуемым), если в момент совершения этого поступка он оставался в пределах нормы (да, сегодня нам кажется отвратительной та норма, но я уже повторяюсь)?

И еще раз: я не оправдываю расизм, антисемитизм, мизогинию, харассмент, гомофобию, - мне лишь интересно понять, надо ли учитывать эволюцию норм при оценке индивидуальных поступков. Если не надо, - то был бы признателен за рациональные аргументы.

(Этот вопрос мне кажется ключевым для понимания изменения отношения ко времени и истории, - поэтому я вполне серьезен).

Сергей Абашин
Сергей Абашин а менялись ли нормы? если например взять заповеди, то окажется, что многие сегодняшние нормы вполне имеют длительную историю
1
Управление
 
Ivan Kurilla
Ivan Kurilla Ну, как раз от заповедей далеко уже отошли. Первые четыре уже явно позабыты.
Управление
 
Сергей Абашин
Сергей Абашин я, собственно, про то, что был ли тот же расизм в прошлом так уже безусловно нормален или всё таки были и другие точки зрения, это была дискуссионная тема и в прошлом, было уже тогда представление о важности человеческой природы как таковой (в религиозных понятиях)
Управление
 
Ivan Kurilla
Ivan Kurilla Sergey Abashin Был разновидностью нормы (точки зрения могли быть, могли не быть).
Управление
 
Сергей Абашин
Сергей Абашин они и сейчас разновидности, для многих расизм и сегодня норма
Управление
 
Ivan Kurilla
Ivan Kurilla Sergey Abashin Для кого же? нет, индивидуальная "норма" или норма очевидной субкультуры - не норма.
Управление
 
Сергей Абашин
Сергей Абашин бытовая норма, тут будет вполне широкий консенсус
Управление
 
 
Написать ответ...
 
 
 
 
Олег Панкратов
Олег Панкратов А конкретные примеры можно привести?
Управление
 
Вячеслав Гончаренко
Вячеслав Гончаренко Просто надо спрашивать зачем проводится оценка индивидуальных поступков. В ответе на этот вопрос и получим должный результат.
Если ответ будет связан с личностью - не будет учёта эволюции норм. А если ответ связан с деяниями лицв - учёт эволюции норм будет преобладать. 
Я так думаю )

Вот иногда смешение допускают, сознательно или нет, не скажу, но тогда получается возможным оправдать всё и вся...
1
Управление
 
Константин Фрумкин
Константин Фрумкин вопрос, что значит оценивать и для чего. В конце концов исторчиеское исследование не обязывает нас совершать какие-то практические поступки на его основании.
Управление
 
Арустан Жолдасов
Арустан Жолдасов 1. Если не вру, триангуляция подразумевает три угла зрения, а не два.
2. Сергей точно отметил всевременность заповедей. Например, не "лжесвидетельствуй", "не убий" и т п., даже во имя благих целей 
3. Все заметные личности, которых мы почитаем в конеч
ном счете укрепляли эти заповеди,.даже если нарушали их. Во имя этих заповедей.
4. Заповели (мораль) относительны (пролетарская, буржуазная, нехристей или кяфиров и т п) только для тех кто сам вне морали.
Управление
 
Ivan Kurilla
Ivan Kurilla "Не сотвори себе кумира", "помни день субботний", "не произноси имя Господа всуе", - в одном ряду были, но мы про них забыли. А про "не убий" - мы ведь (и церковь тоже) отпускаем грех защитникам Родины? Нет, я не про релятивизм; я привел ведь примеры выше: рабовладение, расизм, антисемитизм, мизогиния и гомофобия. Ничего из этого в заповедях не было ведь?
Управление
 
Евгений Волков
Написать ответ...
 
Константин Фрумкин
Константин Фрумкин Но вообще, возможность оценки и морали связана с возмодностью выбора.. И тут важный вопрос: оставляло ли время выбора, была ли достаточно высокая вероятность, что человек примерно в ту же эпоху и в том же обществе, не рискуя значительно больше тем не менее не был антисемитом, арсистом сыноубийцей, массовым убийцей и т.д.
Управление
 
Антон Сватковский
Антон Сватковский Учитывать-то надо, но сложно забыть, что различие во времени для одной страны оборачивается различием в пространстве, когда мы сопоставляем нормы, актуальные для разных стран и для разных групп в пределах одной страны. А в Интернете всё это на расстоянии клика, забыть сложно (хотя некоторым удаётся).
 · 
Василий Гатов
Василий Гатов Эта проблема особенно важна в периоды переходные и кризисные, как текущие, так и перспективные.
· 
Михаил Павловец
Михаил Павловец А вот эстетические конвенции легче примирить, чем этические: текст двухвековой давности тоже требует «триангуляции» - и с сегодняшних позиций он архаичен, но тем и прекрасен: только футуристы за это готовы сбросить его с парохода современности. Но если в этом тексте выражены этические конвенции тех лет - ему может не поздоровиться - и его эстетические достоинства не помогут  )
· 

990 words