Вопрос от подписчика:
«Что Вы имеете в виду, что в формальное образование никто добровольно не пойдёт? И вообще как то может расшифровать абзац. Извините, если не в тему вопрос, но связь с системным мышлением мне кажется очевидной.
Формальное образование Вы имеете в виду,типичное очное обучение в университете или что. Почему оно "неблагодарное"?»
Анатолий Левенчук (Anatoly Levenchuk):
«Ну да, добровольно большие массы народу в формальное образование не пойдут — и то же самое системное мышление изучать не будут. Чем выше уровень абстракции (про уровни абстракции — https://ailev.livejournal.com/1442975.html), тем меньше вероятность того, что люди будут тратить время (и деньги, учат-то не бесплатно) на потенциально ненужное им знание, а нужность этого знания они не могут понять.
Увы, чтобы разобраться, мало прочитать один абзац. У меня есть две цепочки текстов, которые нужно прочитать примерно в том порядке, в каком они там написаны (а если тексты там плохо понятны, то читать как научную литературу: читать тексты по ссылкам на литературу в этих моих текстах, а если и они непонятны, то литературу к этим текстам, и так дальше, пока не будут встречаться уже совсем понятные тексты).
Основная идея такая: платят за прикладные практики, и их люди изучают охотно. Чем более абстрактна дисциплина, тем большее количество прикладных практик она поддерживает, и тем больше она интересна человеку, занимающемуся этими многими практиками. Но нужней всего эти абстрактные дисциплины как раз для того, чтобы быстрей и проще эти прикладные практики осваивать. Получается такой замкнутый круг. Так, люди скорей заинтересуются какой-нибудь практикой инженерии требований, потом только начнут разбираться с системной инженерией как трансдисциплиной, и только потом начнут интересоваться системным мышлением, и только после системного мышления у них появится интерес к онтологике. А эффективно было бы освоить эти предметы в обратном порядке. Но добровольно онтологику поначалу учить никто не будет: слишком далеко от неё до практики, до тех дисциплин, за знание которых платят. Но без всех этих фундаментальных и кругозорных дисциплин прикладные практики выполнять не получается.
Ужас и в том, что само обсуждение этого вопроса требует знания понятия ""практика"", которое даётся на курсе системного мышления.
Вот эти две цепочки текстов (про трансдисциплины и роль кругозора даётся во второй цепочке, и порядок чтения важен, поскольку более поздние тексты ссылаются на более ранние):
— фундаментальное образование: https://ailev.livejournal.com/1427073.html
— второй бакалавриат: https://ailev.livejournal.com/1453126.html
Есть ещё одна более ранняя цепочка текстов, которая описывает принципы, по которым создан сам курс системного мышления:
— — подстрочник рассказа о клубе одиноких мозгов сержанта Солта — http://ailev.livejournal.com/1287293.html Os Ko:
спасибо! Скажите еще, пожалуйста, курс «Системное мышление» — он имеет какие-то аналоги на западе или это больше ваша авторская разработка... В смысле «системное мышление», как мышление — оно как бы изучается другими учеными?
Есть множество разных курсов системного мышления на Западе. В сам курс (и в учебник) встроен материал, описывающий тот вариант системного мышления, который даётся в курсе. То системное мышление, которое даётся в курсе, используется на Западе главным образом системными инженерами и изложено своими частями в системноинженерных стандартах. Я вытащил его кусочками из разных инженерных стандартов и публичных документов (в учебнике указано, каких именно) и обобщил с системной инженерии на менеджмент, предпринимательство и всё остальное.
Первый вариант курса был прямо про системноинженерное мышление. И для него есть учебник, в котором много рассказывается именно про инженерию, вышел учебник в 2015 году, доступен тут: http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking/
А в самом первом варианте курса системная инженерия и системное мышление вообще не были разделены, и от этого варианта сохранилось 24 часа видео. Но я бы не рекомендовал на них ориентироваться, это был 2012 год, и с тех пор много чего успело измениться. Но чисто ради исторического интереса, это вот тут (16 полулекций, по полтора часа каждая): http://lectoriy.mipt.ru/course/TechPred-SystemEnginee.."