Был на прошлой неделе сильно сконцентрирован на подаче документов на визу в Бельгию, где должна сбыться моя многолетняя мечта попасть на конференцию Foundation for Critical Thinking. В пятницу провёл восемь часов в поезде туда-сюда, да и сама процедура была так серьёзно обставлена, что я несколько перестрессовал, судя по всему. Только сегодня пришёл в норму, заодно обрёл сильный инсайт под душем в фитнес-центре, вплоть до формулирования сразу на английском тезисов для Бельгии, что для меня было до сих пор тоже сильно беспокоившей задачей. Стресс в сочетании с душем и бассейном оказался хорошим средством интеллектуального продвижения, но важно вовремя расслабиться и отдохнуть. У Вуди Аллена есть чудесная комедия, что-то типа «Прогулки по Риму», где один из героев способен петь божественным тенором только в душе, в результате чего ему на всех сценах во всех операх обеспечивают этот самый душ.
Я тут привожу столь интимные подробности, чтобы поддержать следующий тезис: я и про себя-то не знаю точного фиксированного алгоритма продуктивного целенаправленного мышления, тем более не претендую установить его для других. Давным-давно я принял для себя попперовский тезис о доступности для людей одного-единственного метода — метода слепых проб и вычерпывания ошибок. Этот метод, само собой, можно организовывать самыми разнообразными способами, и среди них могут быть более эффективные и менее эффективные, но это плавающие качества, зависящие от многих добавочных переменных.
Одна из моих серьёзных ошибок предыдущих лет и предшествующих экспериментов — попытка нащупать единственно верное начало процесса научения, которая цеплялась за поиск онтологического начала. В выстраивании научения нужно иметь много вариантов старта и далее множество вариантов маршрутов со множеством сменных элементов, переставляемых в гибком стиле, чтобы научающиеся могли бы относительно комфортно для себя двигаться от бардака стихийно наработанных личных онтологий к системно организованной онтологической инженерии. Тренеру должна быть предоставлена широкая свобода зачинов и стартовых заданий, поскольку универсальные шаблоны мало к чему пригодны.
На данном этапе меня мало волнуют тонкости выстраивания заданий и оттачивания формулировок озадачиваний. Я в первую очередь ставлю целью выстраивание общей принципиальной онто-логики, а уж затем буду начинать копаться в деталях, нюансах и прочих орнаментах. Тезисы этой самой общей онто-логики я сейчас и выстраиваю (версию на текущий момент), от них буду конструировать последующие сессии и задания.
Важнейшие тезисы-постулаты, вытекающие из первичного постулирования интерфейсно-адаптивного взаимодействия с реальностью, на данный момент таковы:
- Никакая сознательная активность и деятельность человека невозможна без и вне какого-либо онтологического основания и содержания (предмет(ность) первична), т.е. вы как человек социума должны иметь в своём распоряжении огромную массу самодельных штучек, изготовленных специально для оформления (придания форм) и наполнения содержанием своего сознания и рече-текстовой среды для этого сознания, чтобы хоть кое-как и криворуко слепить кажущийся понятным дизайн своего мирка и отгородиться от пугающих бездн бездуховной реальности. Представьте себе планету со сплошным океаном без суши (какой-то Солярис получается ), куда выбрасывается новорожденный человек, способный жить ЧЕЛОВЕКОМ только в газовой среде, но не в жидкости, поскольку он превращается в рыбу, если слишком долго остаётся под водой. Ему надо ПРЕЖДЕ ВСЕГО как-то смастерить что-то в качестве плавательного средства, чтобы не утонуть и продолжить ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ существование. Его далёкие предки когда-то были рыбами, но умудрились сочинить плавательные средства и начать жить на воздухе и посредством воздуха. Благодаря многим предыдущим поколениям поверхность океана богата материалами для постройки индивидуальных плавсредств новорожденными и для их вооружения прочими приспособлениями к человеческому индивидуальному и социальному порядкам существования, без которых ничто человеческо-социальное невозможно (само собой разумеется, что кругом масса уже плавающих сородичей разного возраста, с которых можно многое копировать). Все эти плавсредства и приспособления, весьма внешне разнообразные, на деле изготовлены из одного и того же нетонущего в воде материала — из онтология. Помимо плавучести онтологий обладает такими уникальными качествами, что из него можно изготавливать предметы с любыми желаемыми свойствами и функциями, какие только сможет сотворить человеческая фантазия. Ещё одно важнейшее фундаментальное свойство этого водного мира: все данные своих органов чувств люди способны делать содержанием своего сознания только посредством конструкций из онтология, да и само сознание образуется из того же онтология.
- Мышление вторично, т.к. оно невозможно вне и без онтологических элементов и структур. Получается интересный парафраз на тему марксистского материализма: материя первична, дух вторичен. Теперь стоит брать за основу другую формулировку: онтологии первичны, всё остальное вторично. Мы можем более или менее (само)уверенно что-то утверждать лишь исключительно о положении дел в мире своего сознания, поскольку нам более или менее непосредственно доступно лишь выстраивание первичных и всех прочих оснований и конструкций нашего сознания только нашим сознанием в пространстве нашего сознания и в отношении нашего сознания. Принятие этого онтологического предположения нисколько не мешает нам утверждать что угодно о чём угодно за пределами нашего сознания, но позволяет никогда не забывать, что эти утверждения всегда являются прежде всего несовершенными продуктами несовершенного сознания, чья связь с реальностью всегда интерфейсно опосредована и часто плохо инженерно простроена этим же самым сознанием и его носителем-индивидом.
- Самой фундаментальной ошибкой атрибуции у людей является не наивная переоценка связи индивидуальных черт личности с поступками этой самой личности при сильной недооценке влияния ситуационных факторов. Супериронично, что эта социально-психологическая ошибка — всего лишь один из бесчисленных примеров проявлений ещё более глубокой и распространённой ошибки недооценки личной субъективности и колоссальной переоценки точности и объективности восприятия внешнего мира. Эта действительно наифундаментальнейшая ошибка, состоящая в непризнании, непонимании или постоянном игнорировании невозможности для человека выйти своим сознанием за пределы того или иного, но всегда далёкого от объективного и точного представления реальности, онтологического интерфейса. Люди в своём восприятии, мышлении и деятельности тотально construal’ны, т.е. не имеют никакой возможности транслировать в коммуникациях и воплощать в деятельности ничего иного, кроме продуктов индивидуальных и/или групповых онтологических свалок. Последовательное признание и постоянный учёт фундаментальной онтологической ошибки может сильно помочь во многих отношениях.
- Вопросы всегда первичны. Нет ответов без вопросов. Онтологии — продукт вопросов, потребовавших ответов. Первый вопрос первых homo sapiens sapiens: «Как нам обустроиться с нашей слепотой к реальности неизвестно где, неизвестно зачем и неизвестно чем (какими средствами)?». Вопросы задают ответы. Без вопросов ответы бессмысленны. Знания — это вопросно-ответные конструкции. Без вопросного основания знания бессмысленны. Научение знаниям и развитие знаний возможно только через специальную работу с вопросами. Первая половина текста во всех учебниках должна состоять из вопросов. Начала максимально эффективного научения — умение ставить вопросы, строить системы вопросов.
- Строим вопросы онтолого-теоретические, на них и к ним выстраиваем ответы. Строим вопросы к практике (деятельности), на них и к ним выстраиваем практику (деятельность).