Визуальное мышление / А. Левенчук

Визуальное мышление / А. Левенчук

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10213024327936939

Мой пост в ЖЖ: Доклад "Визуальное мышление" -- https://ailev.livejournal.com/1429949.html

Я выступил с почти трёхчасовым докладом "Визуальное мышление" в лаборатории визуального мышления 24 мая 2018, опубликованы слайды выступления и его видео. Я там наезжаю на почтенную публику, уж как могу: Когда можно увидеть в предметной области много картинок? Когда она очень и очень молода и мышления много не получается -- сначала всегда иероглифы, как в Египте. А потом появляются формальные текстовые языки, и мышление поддерживается ими уже в достаточной мере, размеры проектов существенно растут. Прорывы в цивилизации базируются на текстовых представлениях, а не на визуальных. На визуальных представлениях базируются не интеллектуальные, а эмоциональные прорывы -- не рацио, а эээ... "духоподъемность"? Боевой танец зикр и сессия скрайбинга для меня одной природы: чтобы потом выйти на мышление, нужно остыть и взять совсем-совсем другие инструменты.

Я выступил с почти трёхчасовым докладом "Визуальное мышление" в лаборатории визуального мышления 24 мая 2018 ( https://www.facebook.com/events/183898065564572/). Предварительные тезисы док....

AILEV.LIVEJOURNAL.COM
 
Комментарии
Yehor Churilov

Yehor Churilov Скрайбинг - в массы! Формализм - в немассы!

Mark Svitkin

Mark Svitkin Имхо, статистически, текст, особенно математический, гораздо лучше уплотняет информацию и позволяет ею оперировать. Но это не абсолют. Для многопараметрических объектов текст оказывается слишком громоздким для обработки в голове и проигрывает картинке по операбельности. С помощью логического или графического кремния такое тоже можно обработать, но для человеческого мозга оно сводится к операбельной картинке на выходе (чертёж, график, модель). Внесофтовая инженерная деятельность, большей частью, сводится к пространственному упорядочиванию материи для решения некоторой задачи. Оперирование образами - вполне годный инструмент для такой работы. Один из. Вопрос только в том, мышление ли это? Уж очень сильно зависит от индивидуального навыка. Обучить такому трудно.

Алексей Каптерев

Алексей Каптерев Прости пожалуйста, я не смотрел видео, отношусь к твоему тексту. 

Скрайбинг — это не инструмент мышления. Это инструмент коммуникации (я не говорю, что это хороший инструмент коммуникации, но к мышлению скрайбинг в любом случае, имеет мало отношения). Визуальное мышление — это вот твои схемы из предыдущего поста, майнд-карты, TheBrain, стикеры на доске. Передать в них что-то очень сложно, но для частного использования одной головой вполне подходят.

Yehor Churilov

Yehor Churilov Итого, скрайбинг - это результат рефлекторных движений тела, нужный для коммуникации тел, а не способ передачи некоего содержания мышления.

Алексей Каптерев

Алексей Каптерев Yehor Churilov Какое-то содержание он фиксирует. Я не фанат скрайбинга (мягко говоря), но критика должна быть заслуженной.

Yehor Churilov

Yehor Churilov Alexei Kapterev я критикую не скрабинг. Я не очень понимаю ваш тезис - как можно некую семиотическую практику отрывать от мышления.

Алексей Каптерев

Алексей Каптерев Для меня мышление и коммуникация это разные вещи. Я не говорю, что они не пересекаются, но это не одно и то же. Для вас это одно и то же?

 
Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Alexei Kapterev Ну да, ты не смотрел видео. Там довольно много говорилось про то, что это всё поддерживает коммуникацию. В том числе коммуникацию с собой, пятиминутной давности. Так что этот тезис был разобран. Ну и тезис, что мышление не в одной голове обычно, тоже разобран.

Алексей Каптерев

Алексей Каптерев Я не видел, чтобы кто-либо использовал скрайбинг для, собственно, мышления (или для коммуникации с собой пятиминутной давности).

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Это хорошо, что не используют. Но у меня там была такая аудитория, что к поддержке мышления и "творчества" (не спрашивай, что они там под этим подразумевают -- точно не то, что я, с этим в первые несколько минут разобрались) бодро относила всё, что рисуется: от диаграммных языков системной инженерии до этих самых скрайбингов как инструмента проведения совещаний, на которых... сюрприз, в результате скрайбинга появляются идеи, а это ж мышление! )))

Я понимаю, что есть кучка узких профи, которые наводят какую-то классификацию внутри сортов design thinking и изводов скрайбинга и майндмэппинга (тоже используется, кстати, "по ходу совещаний" как "поддержка мышления" -- я когда-то и сам такие эксперименты ставил, молодой был и горячий). И потом используют эти инструменты не как универсальные средства. Но я, увы, чаще встречался с другими людьми. Они наоборот, подчёркивают универсальный характер своих визуальных (то есть рисовальных) методов.

Ты погляди таки доклад. Хотя я в нём ленился: у меня очень много ссылок есть на литературу, и много постов за много лет на эти темы, но я часто эти ссылки не проставлял. В любом случае, по ссылкам из слайдов можно много интересного раскрутить и про графические нотации, и про многое другое.

 · Ответить · 3 ч

Алексей Каптерев

Алексей Каптерев Майндмэппинг по ходу совещания — это действительно поддержка мышления (не коммуникации). Ладно, будет время, гляну.

 · Ответить · 2 ч

Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2018-05-28 12:38:00

Доклад «Визуальное мышление»

https://ailev.livejournal.com/1429949.html

Я выступил с почти трёхчасовым докладом "Визуальное мышление" в лаборатории визуального мышления 24 мая 2018 (https://www.facebook.com/events/183898065564572/). Предварительные тезисы доклада я подготовил тут: https://ailev.livejournal.com/1418832.html, но в докладе я затрагивал больше тем. 
Вот слайды (https://www.slideshare.net/ailev/ss-99175083, а те, кто внутри совка, могут взять их тут: https://yadi.sk/i/8Z6iYtOq3WcJCN):
Вот видео ( ):
Первый же вопрос, который был задан -- а как я вообще определяю мышление. Я ответил, что в целях данного доклада меня интересуют его очевидные проявления: когда удаётся с первого раза запустить орбитер на Марс, как это сделали индийские инженеры несколько лет назад, или когда кто-то получает Нобелевскую премию за результаты своего мышления. А когда речь идёт о детском саду и задачах типа "сколько будет 2*2", то это мышление не интересует -- такое мышление поддержать можно и картинками, люди ведь там ещё и читать не умеют толком, их мышление от животного ещё недалеко ушло! 

И дальше я весь доклад разворачивал тезис, что чем более развито мышление в какой-то предметной области, тем больше вероятность обнаружить в ней не идеографические (https://ru.wikipedia.org/wiki/Идеограмма) средства его поддержки, а тексты самой разной структуры (в том числе организованные в таблицы и даже более сложные формы, но тексты). Грубо говоря, мышление в промышленных (а не попсовых развлекательных) масштабах поддерживается текстами, а не визуальными полотнами. Все эти design thinking, скрайбинг и прочее -- развлекательные мероприятия, эйфория и действенный эффект от которых исчезает на второй день после их проведения. Они поддерживают мотивацию, интерес, что угодно, кроме мышления. А мышление? Мышление проходит при помощи абсолютно альтернативных средств, и в конечном итоге мы имеем поддержку мышления текстами разной степени формальности. Это очень жёсткий тезис, всегда можно найти ему какой-то пример-другой в опровержение, но парочка примеров ничего тут не меняют (я отдельно рассказал о байесовских оценках всех гипотез). Реальные инженеры работают абсолютно не так, как рассказывают адепты design thinking. Они работают с формальными языками по большей части, а не с картинками. Картинки-эскизы у них бывают, конечно (словами сложные формы в 3D трудно изображать, хотя когда речь идёт о моделях САПР они опять-таки хранятся и обрабатываются в последовательностях символов, а не собственно картинками). 

Когда можно увидеть в предметной области много картинок? Когда она очень и очень молода и мышления много не получается -- сначала всегда иероглифы, как в Египте. А потом появляются формальные текстовые языки, и мышление поддерживается ими уже в достаточной мере, размеры проектов существенно растут. Прорывы в цивилизации базируются на текстовых представлениях, а не на визуальных. На визуальных представлениях базируются не интеллектуальные, а эмоциональные прорывы -- не рацио, а эээ... "духоподъемность"? Боевой танец зикр и сессия скрайбинга для меня одной природы: чтобы потом выйти на мышление, нужно остыть и взять совсем-совсем другие инструменты. 

Диаграммы при этом будут использованы на самых-самых начальных стадиях получения нового, на те несколько секунд, когда новое уже достали из хаоса, но ещё не помыли-почистили и алгеброй гармонию не поверили. Да, диаграммы нужны, но на краткий миг в самом начале жизненного цикла какой-то мысли. Мощность же мышления появится после поверки алгеброй: цивилизационные прорывы происходят в части моделирования, т.е. выявления действительно, принципиально важного и очистки от ненужных деталей, которых полно в визуальных представлениях.

Я в этом докладе использовал также пару терминов "моделирование -- рендеринг", ссылаясь на более близкие аудитории "визуальные слова" (моделирование трёхмерных объектов, а затем фотореалистичный рендеринг). В других текстах я про это же говорю тут про формализацию-деформализацию, иногда как опредмечивание-распредмечивание, а иногда и как движение по спектру формальности мышления влево-вправо. Терминология тут не важна, важна суть дела. 

Я также сделал жёсткое заявление, что творчество рождается из хаоса, который потом тщательно фильтруется так, что остаётся только всё хорошее, а всё плохое отвергается -- ну ровно "поэзия -- та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды". 

У меня всё это и множество других затронутых тем довольно подробно было расписано в разных текстах последнего десятка лет, но доклад проходил по самым разным местам в этих текстах, собирая их содержание -- и это длилось два часа сорок минут. Может быть, когда-нибудь этот доклад прочтёт искусственный интеллект и сделает из него конспект, который можно будет быстро прочесть. А пока есть один только способ ознакомиться с содержанием: смотреть видео и смотреть слайды. Это медленно, это IMHO не слишком поддерживает мышление, зато очень, очень визуально -- многие будут довольны.

Уже в кулуарах меня спросили, почему я не поминал Дракон? Потому как а) визуальный, это анахронизм, б) нерасширяемый (я поминал про внутренние DSL как мейнстрим), в) императивный в наш век мультипарадигмальности. Этого достаточно, чтобы не поминать Дракон. Ему место в музее, как старинной прялке. Рассказывать детям, как кучеряво мыслили люди в двадцатом веке. А сейчас уже 18% от 21 века прошло. 

Пара реплик в обсуждениях и фотки: https://www.facebook.com/sun.oxana/posts/1972918972720366https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2141480432535729&set=a.810993412251111.1073741829.100000213806603&type=3
UPDATE: ещё обсуждение https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10213024327936939

1545 words

In reply to Евгений Волков

Re: Визуальное мышление / А. Левенчук

by Евгений Волков -

Левенчук. Утопия визуального мышления

 

Прочитал книгу Анатолия Левенчука «Утопия визуального мышления» (на rideroна litresпост Анатолия о книге со ссылками ). Основной тезис в том, что надежды на прорыв в мышлении за счет многочисленных визуальных техник — быстрого коллективного рисования схем и картинок на флипчартах, скрайбинга и многих других, которым сейчас интенсивно обучают, в том числе в в составе таких сильных движений как design thinking — это утопия. И серьезным мыслящим людям, заинтересованным в достижении существенных мыслительных результатов, то есть создании и реализации сложных концептов и систем в реальном мире, технических, социальных и социотехнических, например, больших успешно развивающихся компаний, имеет смысл понимать утопичность серебряной пули визуального мышления, и на него не рассчитывать, а использовать для мышления весь спектр методов, включая визуальные в том ограниченной области где они уместны. При этом Левенчук понимает (и пишет об этом), что одной книгой мощную привлекательную утопию не поборешь, но тут у него позиция эксперта: я предупредил, а дальше можете заблуждаться и огребать последствия, если вам такой путь нравится.

Но для меня книга интересна вовсе не этим сообщением. В IT оно не слишком актуально, эйфория по поводу визуальных языков, на мой взгляд, прошла, но необходимость концептуальных и эффективность визуальных представлений, различных схем — вполне осознается профессионалами. Мне в этой книге ценно, что обосновывая этот тезис, Анатолий развертывает концептуальную картину устройства мышления и показывает много аспектов его устройства на хорошем уровне подробности. Картина эта — не бесспорна и пунктирна, но при этом достаточно детальна и многообразна, чтобы можно было на нее опираться, соотносить с собственной и углублять свою до этого уровня подробности, разбираясь в различиях, если представленное кажется не адекватным устройству мира или не удобным для оперирования.

 
Из презентации https://ailev.livejournal.com/1429949.html
 
Из презентации https://ailev.livejournal.com/1429949.html

В основе концептуальной картины лежит схема «Спектр формальности мышления», задающей шкалу животное — интуиция — схемоид — схема — калькулятор, на котором изображены характерные профили дикаря, гуманитария, технаря-ботана с разными пиками, и идеальный профиль мудреца, объединяющего все виды мышления. Утверждается, что левая часть шкалы соответствует быстрому мышлению Каннемана, а правая — медленному. Схема развертывается в текстовое описание на 10 страниц и это как раз, по Левенчуку, пример правильного баланс между визуальным представлением и тестами.

Отмечу, что весь спектр на схеме соответствует человеческому мышлению: хотя левый край называется «животное», подразумевается та часть мышления человека, которая у него унаследована от животных у кошек и собак, дельфинов и обезъян тоже есть мышление, и в у человека эта составляющая тоже присутствует. А еще «животное» и «интуиция» на схеме не означает бессознательного, об этом у Анатолия есть отдельная «Принципиальная схема киберличности», на которой выделены эти составляющие. Детально взаимосвязь схем в книге не разобрана.

На спектре мышления специально выделена разница между схемоидами — неформальными (полуформальными), интуитивно построенными эскизами и строгими схемами. И специально акцентировано внимание, что умение вести рассуждения на эскизах — отдельная и важная компетенция, которая часто отсутствует у технарей. Тут я полностью согласен. Технари, разработчики или архитекторы очень часто полагают, что эскиз надо сначала превратить в строгую схему, а уже потом можно обсуждать на нем детали. Однако, превращение в строгую схему, во-первых, требует времени и сил, а во-вторых, в процессе этого как раз принимается множество конкретных решений по детализации, идет процесс мышления. При этом ты работаешь с одним из аспектов полного представления, выражаемый данной схемой-схемоидом. А потом оказывается, что получившаяся детализация не соответствует реальному миру, или противоречит другим аспектам, представленным другими эскизами или текстами. Поэтмоу важно вести рассуждения, проверять полноту, то есть отражение существенных моментов, и непротиворечивость не только на строгих формальных схемах, но и на схемоидах, заведомо нарисованных интуитивно, в условиях неполной информации и в нестрогой нотации. Кстати, нестрогая интуитивно-понимаемая нотация — это не оксюморон. Некоторые люди умеют рисовать интуитивные эскизы, соблюдая неформальную нотацию, в то время как другие используют значки и линии, показавшиеся ситуативно подходящими или эстетически уместными, и это превращает схемоиды в неформальные картинки или наброски, в которых знаки не несут дополнительной смысловой нагрузки, одинаковые знаки могут означать разное, а различные — одинаковое. Что ведет к неверному пониманию, искажению смыслов.

Отмечу, кстати, что по картинка, визуальный образ гораздо легче и быстрее позиционируется в спектре формальности мышления — в отличие от текста. Наверное, потому, что она быстрее схватывается и переводится в пространство смыслов, быстрее оценивается. И интуитивно ясно, есть за ней концепт, стоит разбираться дальше и читать поясняющий текст, или можно его пролистать и вообще закрыть книгу. А вот текст для этого надо структурировать, после чего периодически убеждаешься, что мысль, если и была у автора в голове, когда он начинал писать, где-то по дороге растворилась. И вспоминаешь ответ Винни-Пуха на вопрос «А какой в этом смысл?» — «Не знаю. Когда я начинал говорить он точно был, но куда-то исчез.» (цитата по памяти).

Но пояснения все равно нужны. Картинку со спектром я видел в презентациях и более коротких текстах Анатолия, но в 10 страницах пояснений в книге — очень много содержания. И это — пример баланса. Другим примером хорошего баланса Анатолий полагает свой учебник по системной инженерии: 107 картинок на 400 страниц. Анатолий пишет, что когда начинал — пробовал часть ее делать в картиночном стиле (комикс-style). Результат: стоимость изготовления и изменений (развития) возрастает многократно, эффективность усвоения — чуть превышает то, что для текстов (эксперимент был на студентах). Но для меня это — не совсем честный эксперимент, если говорить именно о мышлении, потмоу что лишь означает, что для визуального представления нет эффективных инструментов работы с ним, ориентированных на быстрое внесение изменений. А еще я думаю, что позиционирование на шкале формальности мышления гораздо важнее различия между текстовым и визуальным представлениями, которые распределены по всему спектру.

Принципиальным тезисом об устройстве мышления для меня является утверждение, что мышление происходит в пространстве смыслов, которое амодально и синестезийно, и при этом скрыто, не рефлексируемо. Модальность появляется в момент проявления смыслов в сознании, и она может быть различной — визуальной, аудиальной (текстовой) или композитной, включающей телесную и другие чувственные компоненты. Тезис о том, что рациональное мышление завязано на языка, его структуру Анатолий полагает опровергнутым современным развитием лингвистики, особенно в ее компьютерном варианте работы с текстами natural language processing, и обосновывает это со ссылками. Важное отличие визуального мышления от текста в том, что текст всегда разворачивается последовательно во времени, в то время как визуальный образ схватывается одномоментно. Впрочем, еще есть фильмы, в том числе фильмы в голове — я слышал нескольких людей, которые говорили, что часто именно так мыслят. И есть средство для эффективной запаковки смыслов в мультфильмы для коммуникации — Объясняшки, Сергей Гевлич ставил перед собой задачу сделать такой софт, чтобы отрисовка мультика занимала столько же, сколько обдумывание и написание хорошего текста, пару часов. Столько же не получилось, но сравнимо — вполне. Впрочем, в книге у Анатолия этого нет, я тут отвлекся. А что Анатолий обращает внимание — так это на то, что хотя текст воспринимается в коммуникации или чтении последовательно, в голове он упаковывается структурно в смыслы, которые существуют одновременно. Кстати, чтение — коммуникация с отсутствующим, и в этом его великая сила. Даже если ты читаешь свои тексты, то тебя — прошлого, материализовавшего эти смыслы — уже нет. Я, кстати, регулярно читаю свои старые тексты как новые мысли smile

Критику визуального мышления Анатолий распространяет не только на разные картинки, эскизы и иллюстрации, но и на визуальные языки и средства редактирования в IT и системной инженерии. Несмотря на их популярность и наглядность получаемых схем, Анатолий утверждает, что визуально можно изобразить объекты ограниченной сложности, а существенно сложные объекты представляются в виде структурных текстовых описаний, подобно коду. С текстом, в отличие от изображений, можно нормально работать коллективно в системах контроля версий. Как подтверждение идут ссылки на эволюцию языков и инструментов, на применение в сложных проектах, а также на эволюцию Archimate: он стартовал как графический язык, но к третьей версии появилась текстовая нотация, а графическая стала лишь одной из возможных.

Я считаю, что логика тут все-таки не в устройстве мышления, а в инструментах поддержки. И, возможно, Archimate как раз указывает на композитный путь: хранение и работа с версиями в текстовом виде, поскольку это обеспечивает использование существующих средств контроля версий, в сочетании с визуальным редактированием. Потому что раньше была жесткая дихотомия текстовое-графическое, и даже когда в инструментах делали текстовое представление, все равно не заботились о хорошем совмещении со средствами контроля версий, включая понимание текстового представления человеком, ведь сложные конфликты разрешаются вручную. И, кстати, неизвестно, набрал бы Archimate имеющуюся популярность, пусть весьма скромную, без графической составляющей. По-моему, нет.

В завершении хочу выразить сожаление, что от представленного в книге глубокого теоретического представления не намечено даже тропинок к практике. Какие есть ориентиры для баланса между картинками и текстами? Стоит ли удерживать позиционирование в спектре формального мышления, как его определять для разных коммуникаций и мыслительных процессов? Есть ли идеи, как научить/побудить технарей работать со схемоидами в условиях неопределенности, достаточно ли для этого прокачки гуманитарного мышления, или нужно что-то иное, обеспечивающее синтез? Как писать хорошо структурированные и быстро воспринимаемые тексты, относящиеся к схемоидам и схемам с спектре мышления, а не к зоне интуитивного понимания? И, кстати, художественная литература — она где, преимущественно в зоне интуитивного понимания, или хорошая относится к схемоидам? Но, понятно, что это пока — первый текст, так что думаю, эта нитка размышлений будет развиваться.

P.S. В посте на FB с этим отзывом - интересное обсуждение.

1468 words