Об онтологической грамотности
1. В чём проблема, откуда взялась
Деятельность человека и группы целесообразно изменяет мир. Мышление обеспечивает деятельность. По причинам, известным только Верхним, любое живое существо стремиться уменьшить расходы на действие и одновременно увеличить эффект от действия. Развитое мышление позволяет изменять мир и достигать целей с наименьшими затратами и наибольшим возможным эффектом. Кто не намерен заниматься всё более сложной и энергозатратной деятельностью, какую требует наш усложняющийся мир, тому нет причин развивать мышление.
Мышление реализуется через активность каждого отдельного человека или искусственного агента. Это персональная ответственность за реализацию. Но каждый индивидуальный мыслительный процесс в голове каждого такого агента, на экзокортексе или эндокортексе, обязательно структурно и процедурно согласован с другими процессами в головах других людей. В этой синхронности и синструктурности его смысл и ценность. Мышление — это результат групповой работы и инструмент групповой работы, даже если исполняется индивидуально. Особые случаи имеют место, но являются предметом отдельных разбирательств.
Мышление питается внешним и внутренним восприятием, сенсорными срезами. Нейрональные подсистемы, которые вычисляют поведение агента, получают их как от обращённых вовне органов чувств, так и от других внутренних нейрональных подсистем. Сенсорные возможности человека гораздо богаче моторных: впечатлений много, действий мало. В этом есть большой эволюционный смысл, и поэтому на пути от стимула к реакции происходит усечение спектра. За избирательность — что будет отброшено, а что передано дальше в цепи обработки — ответственны механизмы внимания. Это важнейшее понятие.
Речь и язык — это средства управления вниманием в группе агентов. Внутренняя речь человека есть следствие развитие его разума до такой степени, что для разума стало возможным запускать отдельные внутренние потоки мышления, коммуникация между которыми с точки зрения протоколов управления вниманием подобна коммуникации между индивидами-людьми. Знаковая коммуникация позволила человеческим группам фантастически развить способность изменять мир, передавая способность через поколения, но для отдельного человеческого разума создала дополнительные проблемы, т.к. требует особых компетенций. Способность к речевой коммуникации, которую затребовало общество в определённый момент развития, назвали грамотностью, от лат. grammatica — «учение о словесности».
Однако, речь и язык, как такие протоколы управления вниманием, имеют ограничения, которые определены характером эволюции млекопитающих. Человек очень давно уперся в эти ограничения и вся эволюция эпистем — систем получения, передачи и реализации знания — это история упаковки более сложных протоколов управления вниманием (структур знания) в более простые (знаковые, речевые, языковые). Это происходит из-за того, что управляемая передача знания почти полностью реализована поверх инфраструктуры для передачи знаков через язык и речь. Другие каналы передачи также существуют, например — генетический, но они вне рамок этого рассмотрения.
Онтологизация — это достаточно старый способ борьбы человека за облегчение индивидуальной ноши мышления при обеспечении согласования групповой деятельности. Онтология — это инвентарь существующего, список языковых меток, за каждой из которых стоит некоторая форма внимания и, соответственно, определяемого им действия. Если выразится несколько точнее, то перечисление конкретных различаемых объектов [«Иван Петров», «живёт в», «Минске»] — это онтика ситуации, а онтология — список различаемых классов [«человек», «жить», «город»]. Создание онтик и онтологий для некой ситуации — это процесс онтологизации. Долгое время люди выполняли онтологизацию наивно, не осознавая процесса и не управляя методом. Но важность процесса «исправления имён» сколь-нибудь думающему человеку была очевидна.
Дисциплинирование, повышение качества онтологических практик чаще всего выполняли и выполняют через простые нормирования онто-позиций, через «логику» и «здравый смысл». Примерно с 19-го века, когда в Европе стартовала эпистемологическая революция, стали появляться и методы онтологизации, и к концу 20-го оформились в очень разных местах и вариациях. Каждая научная отрасль выстрогала себе свой метод, по факту. Однако, на мой взгляд, системная инженерия, как дисциплина, выстрадала звание авангарда в этом направлении, развив онтологическую инженерию, как свою рубрику.
Методологи бизнеса, культуры, производств, могут создавать онтологии с большим или меньшим пониманием процесса. Бизнес-консультанты, менеджеры, рабочие эти онтологии эксплуатируют. Когда-то такого разделения труда хватало. Однако, количество и разнообразие ситуаций в современном мире настолько высоко, что онто-операции уже не могут делегироваться сидящим где-то на высоких кафедрах методологам без потери скорости, качества, эффективности деятельности. Пока высокие методологии проснуться, воспримут и расчехлятся на новую книгу, которую ещё нужно понять, мир уже перевернётся. Уже нельзя доверять сельскому старосте расписываться за тебя в казённой книге, нужно делать это самостоятельно. Это не кто-то умный настаивает на неких фокусах, это фактически необходимо для организации деятельности группы, без этого не строится деятельность в любых сложных средах.
Программисты, кстати, онтологизацией занимаются ежедневно, часто с тем же низким пониманием смысла за пределами инстинктов программной инженерии.
На данный момент, онтологизация как деятельность, является (а) чрезвычайно бурной, (б) вездесущей, (в) критически необходимой, (г) исполняемой по большей части всё также наивно, как и раньше, но на существенно более богатом деятельностном ландшафте. Онтологии строятся повсеместно, но делается это без понимания дела: что, зачем, как. Повышение качества этой работы возможно через обучение методу — т.е. развитие способности создавать, изменять, обсуждать, передавать знание, определяющее мышление и обеспечивающее действие индивида и группы.
2. Что такое онтологическая грамотность
Онтологическая грамотность — это совокупная способность
- разобрать некоторую проблемную ситуацию на аналитические части: особым образом сфокусировать внимание, отделив существенное от несущественного, сильное от слабого и т.д.;
- представить результат этого анализа в управляемых знаковых конструкциях знания так, чтобы это представление (а) помогало решать задачу, (б) помогало работать над задачей коллективно и (в) схватывало опыт для последующего обобщения;
- собрать из этого представления личную и групповую деятельность.