Об онтологической грамотности
200, или даже кое-где 100 лет назад, не все умели читать и писать. Ставили крестики вместо личной подписи и звали сельского старосту прочитать указ царя. Сейчас понятно, что неграмотность автоматически исключает человека из цивилизации, а тогда все эти бестолковые учения, возможно, отвлекали кого-то от более важных и понятных дел, вроде покоса, посева и надоя.
Возможно, это уже своего рода профдеформация, но сегодня агитация за "онтологическую грамотность" мне кажется таким призывом учиться читать и писать, с каким выходили на деревенский майдан когда-то сельские учителя. За это ещё нужно агитировать, чьёртпобеьри! Да, ещё можно вести бизнес, можно успешно косить, доить, лепить, а также манагерить и майнить без этой грамотности и недуритемнеголову. Можно ставить красивые дизайн-крестики в эвент-блокнотах, когда возникает необходимость формализовать знания. Но способность описать свою/групповую деятельность и мышление в более или менее формальном онтологичном виде, способность читать и записывать знания не в виде закорючек, а в виде согласованных управляемых конструктов - это новая грамотность нового мира. Уже не только уровня формализации и экспликации сложной речи (мычание не нуждается в записи), а уровня формализации и экспликации сложного знания. В новом сложном мире не только речевая коммуникация обеспечивает действие, но и знаниевая коммуникация, что от первой отличается также, как передача смысла слова отличается от передачи бумажки с этого слова записью. Но для многих или большинства сей факт пока видится также, как энциклопедия Брокгауза и Эфрона из-за полированного мозолями плуга.
В нашем ноотропичном обществе, где технологии передачи *информации* эволюционируют не по дням, а по часам, технологии передачи *знания* движутся не в пример с гораздо меньшей скоростью. А их адаптация в обществе так вообще переживает тихий саботаж, и институциональный, и чисто психологический. Впрочем, как видим по истории, ситуация не нова, а на тему проблем образования сказано много. Осталось начать что-то делать.
Два года назад я собрал и провёл с группой детей 3-хмесячный курс по событийно-ориентированной технологии мышления. Всё было бесплатно, я не брал денег с учеников, а одна гимназия бесплатно предоставила мне для этого помещение в неурочное время. Лично мне было нужно понять, смогу ли я доносить до людей в возрасте 11-13 лет основы онтологической грамотности. Тема не простая даже для взрослых. К тому же, многие "концептуальные" объяснения, которые я мог видеть в Сети, просто унылы - не то что дети, взрослые умрут со скуки. Эксперимент был на удивление успешен в том смысле, что мы с парнями (одна девушка была, но быстро убежала) друг друга поняли. В течении курса понимание более-менее удерживалось у студентов в головах и было рабочим. Однако, по наблюдениям, без постоянной практики оно улетучивается и перекрывается другими впечатлениями. Тем не менее, я надеюсь, что нейрональный след от этих упражнений всё же остался и будет проявляться у них и неосознанно.
Я планирую повторить упражнение, возможно с другим контингентом и немного другим содержанием. Сейчас в фоне продумываю и содержание, и как организовать курс. Тема та же - онтологическая грамотность и мышление, как поддержка деятельности в средах с высокой неопределённостью. Целевая компетенция - способность выделять структуры знания, которые обеспечивают целевую деятельность, эффективно формализовывать их в компактных описаниях и строить на их основе знаниевый консенсус относительно порядка групповой деятельности.
Тема более чем обширная и далеко незакрытая. Но, как учит нас святой Agile, нужно работать инкрементно и итеративно. А материала для первых итераций у меня достаточно.
Если у читателей есть соображения, стремление посотрудничать в тему, поучаствовать самим или отдать мне на растерзание детей, предоставить помещение или готовность помочь в аренде оного и других орг-расходах, сообщите в коментах или в личку. Сумма реакций поможет мне определиться с тем, каков, когда и с кем будет следующий курс.