Онтологический опыт / М. Мамардашвили

Онтологический опыт / М. Мамардашвили

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

М.К.Мамардашвили

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=929755393810853&set=a.928861763900216.1073741841.100003292034633&type=3&permPage=1

Mamardashvili

«Мир не живёт правилами и законами, хотя, если он живёт, в нём осуществляются правила и законы. Этот пункт в философии называется онтологией, или онтологическим опытом. Он всегда в себе содержит нечто, чего в психологическом смысле нельзя пережить, но что, тем не менее, есть. ...

Когда оно есть, опыт получает смысл, он может быть, например, извлечён. Вот если есть снова возникшее то же самое о том же самом, то я могу навсегда извлечь урок из своего предательства и не повторяться. То есть больше не предавать. И тогда, следовательно, я уже высвобождаюсь из ада, потому что ад состоит из забытия. Ада ведь не существует в действительности, это не есть какой-то факт, это — забытие. Так вот, если я извлёк опыт… а опыт я могу извлечь только из того или на основе того, чему не могу научиться на опыте. Что может присутствовать или не присутствовать. 

Напомню вам один пример, который я уже приводил: историю нельзя начать. Ведь в России на опыте предательства ничему не научились. Почему? Потому что в нём есть нечто, чему вообще нельзя научиться на опыте. Что может только быть или не быть. Если есть, тогда опыт предательства будет плодотворен. То есть из него будет извлечен урок. Или война будет плодотворной. 

Например, есть нации, которые, выигрывая войны, не становятся от этого возвышеннее и благороднее. Есть такие нации, им война не принесёт даже того немногого плодотворного, что она вообще может принести. Почему? Отсутствуют онтологические структуры. А их нельзя начать. Вот, скажем, нельзя встать и захотеть быть исторической нацией. Не получится. ... Потому что нельзя начать историю. В ней можно только быть или не быть. Точно так же — в той структуре сознания, в которой извлечётся опыт, можно быть, а можно и не быть. Если «не быть», то мы всё забываем».

(Психологическая топология пути. Курс лекций, 1984)

308 words