Модель вербально-визуальной коммуникации
Нет ничего практичнее хорошей теории
Продолжаю поиск объяснения, как устроены вербально-визуальные коммуникации на примере Объясняшек. Недавно у меня появилась схема, на основе которой я выстроил процесс создания ролика.
Верхний сектор означает диагностику смыслов.
Начинается процесс с выстраивания схемы фрагмента картины мира, которую собираемся транслировать.
Вторым этапом мы кодируем получившуюся схему в нарратив.
Возникает с одной стороны - описательная часть, а с другой - проблематизирующая.
Проблематизирующая часть кодируется в виде истории, по принципам драматургии.
Третьим этапом создаём визуализацию.
Придумываем ключевые образы, композиции ключевых схем.
Затем, формируем динамическое построение визуальных символов синхронно для каждой фразы.
Вроде бы всё... Но чего-то не хватало на этой схеме. И сегодня я понял чего - обратного процесса - восприятия (Раскодировки).
В результате схема оказалась дополнена. Вот что получилось:
Сразу хочу оговориться, что рассматривается коммуникация без обратной связи. Только процесс кодировки / раскодировки сообщения.
Левая сторона ромба соответствует автору сообщения.
Правая сторона ромба - аудитории.
В каждом из треугольников выделены три сектора:
- смысловой
- вербальный
- визуальный
Коммуникация происходит только на вербально-визуальном уровне - у них есть общая грань.
Смысловые сектора не имеют общей грани - в этой модели нет места телепатии.
Пусть, Вася (человечек слева) побывал в Индии, вернулся и рассказывает своему другу Пете (человечек справа) о том, как работают индийские программисты.
У Васи в голове возникло понимание, которое нашло отражение в его картине мира. Фрагмент картины мира, отвечающий за отражение индийских программистов, содержит ключевые объекты и существенные отношения между ними.
Рассказывая, Вася переводит описание этого фрагмента в слова, а для облегчения понимания отношений, делает пометки на салфетке. Пометки возникают не сразу, а синхронно с называнием. Постепенно они объединяются в сложные схемы.
В заключение, Вася предлагает Пете перевести часть разработок в Индию.
Теперь рассмотрим как устроена правая часть схемы.
Прежде всего, обратим внимание на пунктирную линию. Она может быть открытой, тогда коммуникация воспринимается, либо закрытой - имеет место обрыв коммуникации. Как понять, в каком состоянии находится эта мембрана? За её состояние отвечает блок "приятия". Петя должен ЗАХОТЕТЬ слушать Васю.
Возможно, Петя сейчас думает, где бы перезанять, чтобы переотдать и его вовсе не волнуют индийские программисты.
Чтобы "включить" Петю, в начане коммуникации нужен ТИЗЕР.
Однако тизер включает Петю лишь на короткое время и нужно захватить его внимание. Эту задачу решает ИСТОРИЯ - основа проблематизирующего блока коммуникации.
И только затем идет описательный блок и блок с предложением к действию (правда, похоже на AIDA?).
Итак, мембрана открыта и Петя начал воспринимать то, что до него пытается донести Вася. Он слышит отдельные слова, которые складываются в простые смысловые конструкции. Петя слушал-слушал, а потом и говорит: "Ничего не понимаю, давай заново" (высокая мотивация понять).
Проблема в том, что нам очень сложно удерживать в памяти много смысловых конструкций. Новые смысловые конструкции вытесняют старые. Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза. Теперь Вы тоже это знаете
Вася взял карандаш и стал, по мере повествования делать визуальные пометки. В голове Пети визуальные пометки ассоциировались с произнесёнными словами, и мысль не стёрлась, а осталась, поскольку пометка сохраняется в поле зрения Пети. Таким образом, Петя смог воспринять то, что хотел сказать Вася.
В голове Пети возник образ того самого фрагмента картины мира, который исходно был у Васи.
Петя соотносит этот фрагмент с имеющейся в его голове картиной мира. В итоге, у Пети вознило ПОНИМАНИЕ того, что ему хотел донести Вася.
_______________________________________________________
Ключевые идеи:
- мысль напрямую не передаётся - требуется кодировка / передача / расходировка
- восприятие не работает автоматом - его требуется включить
- вербальный канал плохо работает для передачи сложных смыслов из-за "узкого" окна восприятия
- визуальные образы позволяют расширить окно восприятия, поскольку помогают удерживать в поле внимания несколько смыслов
- чтобы происходило связывание смысла и образа, нужно чтобы образы возникали синхронно (это делают Объясняшки)
- понимание зависит не только от самой коммуникации, но и от исходного состояния картины мира получателя сообщения
________________________________________________________
Поставил в план - сделать объясняшку, объясняющую эту схему.