Схема проведения мастерской по упаковке смыслов
Эта заметка не является методическим пособием.
Я её сделал для себя, чтобы отрефлексировать опыт только что завершившегося проекта по упаковке смыслов в HR службе Газпромнефти.
Это был эксперимент, как с одной, так и сдругой стороны. Все оценили риск неудачи, и сочли благоразумным попробовать, поскольку возможные выгоды от успешной реализации, по ожиданиям, должны были многократно их перекрыть.
Сразу скажу, что это была не учебная сессия, где я делился опытом. Были вполне понятные контрастные ожидания результата:
- сделали / не сделали
- торкает / не торкает
Нужно было уложиться в отведённое время и получить такой результат, который не пойдёт прямиком в корзину.
Исходная задача: Емеется презентация на 36 слайдах о системе оценки персонала. Презентация хорошая и в ней содержится вся необходимая информация. Беда в том, что люди не вникают в презу, а если и пытаются вникнуть, то тонут в подробностях.
Требуется: донести ключевые смыслы презентации в мотивирующем видео-ролике.
Средства: создаём ролик силами менеджеров HR подразделения за 8 часов (предварительный опыт = 0). В качестве инструментария используем Объясняшки.
Побочные эффекты - сотрудники должны уловить методологию и в последующем самостоятельно создавать подобные смысловые сгустки.
______________________
Я изначально оценил временные затраты как 6 часов. Заказчик попросил уложиться в 4. Сложно, но кто ж их знает, вдруг масть попрёт...
Подтянул в помощники иллюстратора из школы иллюстраторов Софьи Мироедовой - Олесю Нарыжную. Она не имела ни малейшего представления куда идёт и что от неё требуется
______________________
ДЕНЬ 1
Начали в 9:30. Спланировали тайминг:
9:30 - 10:00 - установка. Погружаемся в мир Объясняшек: Смотрим ролики и выделяем акценты.
10:00 - 11:30 - работа со сценарием.
11:30 - 13:00 - визуализация.
По факту, до визуализации дело не дошло.
Довольно много пришлось разбираться со смыслами и акцентами.
Благо, у меня имеется волшебная карта, позволяющая это делать системно
В итоге, на смыслы ушло полтора часа, отведённые на всю работу со сценарием.
В 11:30 начали работу над сценарием. Разделили её на две части:
- одна группа работает над ЗАЧЕМ в формате сторителлинга
- вторая группа над КАК в формате описания алгоритма
Около получаса рождалась концепция истории.
Час её перекладывали на фразики.
Время вышло, а мы на середине пути.
Хорошо, что ребята решили довести дело до конца и предложили продолжить.
Оно и правильно - нужно переспать с теми смыслами, которые наковыряли и текстами, что насочиняли.
Олеся в первом заходе просидела на скамейке запасных, но зато начала немного понимать, что происходит.
_______________
ДЕНЬ 2
13:30 - начало.
Ряды HR-щиков порядели. Не было части людей с первого дня, а часть была в режиме прийти/уйти.
Начали с вычитки текстов и придумывания тизеров к каждому из них.
Очень важно, чтобы тексты хорошо воспринимались аудиально и в самом начале была зацепка, заставляющая досмотреть ролик до конца.
К 15:00 эта часть была завершена. Отправили тексты на печать. Очень удобно при озвучке читать с листа. Приступили к озвучке.
Писали несколько дублей. В итоге, я сам озвучил первый ролик на 3 минуты, а второй на 2 минуты озвучила Александра (здоровско получилось).
В 15:30 приступили к подготовке проектов в iPad:
- загрузили текст
- сделали раскадровку
- сделали синхронизацию со звуковыми дорожками
- подобрали фоновые мелодии
Начали рисовать в 16:00.
Это самая весёлая часть проекта.
Если работа со смыслами требует напряжения, то тут можно (нужно) расслабиться и работать с состоянии потока.
В лучших традициях, на отрисовку 1 минуты требуется час. Мы рисовали параллельно. Одну группу возглавил я, а вторую - Олеся. Завершили одновременно в 18:30. Устроили премьерный показ. Получилось круто! Все радовались и скакали от счастья, как дети (на какое-то время, я даже забыл, что в Газпроме).
К сожалению, тут не могу показать эти ролики.
___________
ИТОГ
Очень правильно делить работу на 2 дня. Нужно переспать с идеями, родившимися в первый день. Кстати, когда делаю Объясняшки для себя, чисто интуитивно, всегда в первый день делал сценарий, а во второй - визуализацию.
Инсайт: заказчик в первый день вскрывает довольно много смыслов, которые не на поверхности. По некоторым вопросам были дискуссии. Уверен, что по концу проекта, они сами разобрались в вопросе на 200%
Ну и конечно, захотелось упаковать это как консалтинговый продукт и подарить счастье co-creation и радость от Объясняшек многим другим хорошим компаниям.
-
Вам, Татьяне Мельниковой, Оксане Петровой и еще 25 пользователям это понравилось.
-
-
Сергей Гевлич Это ПО + методология. Сначала возникло ПО, а потом под него мы разработали методологию, используя которую я могу приводить к результату практически любую вменяемую команду.
-
Ярослав Филатов что интересно: методология оформилась из опыта использования ПО. И вдруг ПО - как инструмент - становится частным случаем применения этой методологии. Одним из способов применения этой методологии к задаче. Для меня это открыло определенные возможности. Мое мышление изменилось
-
Евгений Волков Проделанную работу со смыслами ещё и в онтологической карте закрепить — вот визуальная база знаний уже и зачата, а дальше с ней очень удобно работать по самым разным поводам. http://evolkov.net/ontography/index.html
-
-
-
Ольга Ляшенко teaser-существительное
задира - bully, teaser, tease, bantam, rooster, scrapper
головоломка - puzzle, conundrum, brainteaser, teaser, tickler, mind-breaker
любитель подразнить - tease, teaser
трудная задача - formidable task, uphill task, puzzler, baffling problem, teaser
короткое рекламное объявление - teaser -
Ольга Ляшенко Технология рекламного "тизерства"
Обычно тизеры следуют сериями. Тизерная рекламная кампания проходит в два этапа. Первый этап — это сам тизер, чаще всего вопрос, создающий интригу, способную пробудить любопытство, заинтересованность. Второй этап — раскрытие загадки посредством ответа и демонстрация самого бренда. -
Евгений Волков Онтография — это сетевидная концепт-карта с соблюдением правил построения онтологий. Майндмэппинг — это субъективные, часто ассоциативные, древовидные иерархии.
-
-
Сергей Гевлич Да, по-сути, на этапе диагностики смыслов мы строим онто-карту. Просто не в формате строгой иерархии, а по схеме, приведённой на рисунке. Идея: причины, изменения, последствия. В причинах раскручиваем, почему не может сохраниться статус-кво, альтернативы и причины, почему альтернативы не устраивают. Изменения рассматриваем не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения усилий, которые нужно приложить, а также с точки зрения мотивации. Ищем точку невозврата. Последствия рассматриваем с точки зрения новых открывающихся возможностей, которые закрыты до осуществления изменений. И конечно, изменения какие-то возможности закрывают. Вот такая онтология получается.
-
-
Евгений Волков Онтология по определению не может быть иерархией, тем более строгой. Иерархия — это всегда вырванная из реальной сетевой системы субъективная схема. А про преимущества визуального представления стратегий именно в картах есть великолепная презентация результатов интереснейшего эксперимента:http://sabrinabresciani.com/.../conveying_knowledge.../
-
-
-
-
Евгений Волков У меня открывается без проблем. Вот прямая ссылка на постерhttp://www.knowledge-communication.org/.../poster-iknow10...
-
Евгений Волков А это ссылка на полный текст доклада http://i-know.tugraz.at/.../conveying_strategy_knowledge...
-
-