Рынок образования: как отделить зёрна от плевел

Рынок образования: как отделить зёрна от плевел

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Андрей Мовчан

Рынок образования: как отделить зёрна от плевел

1 НОЯБРЬ 2018 11:26

https://snob.ru/entry/167570

Рынок образовательных программ в России растет очень быстро. Неудивительно, что на нем пытаются заработать и разного рода «специалисты» по осваиванию чужих бюджетов, не имеющие никакого отношения ни к одной из отраслей знаний. Рассказываем, как разобраться в том, что на рынке образования ценно, а что нет, и почему некоторые образовательные техники стоят так дорого

В мире для успеха, да даже и для поддержания себя на приемлемом социальном и материальном уровне все больше требуются самые разные знания: от специальных, объем которых каждый день увеличивается, до soft skills — навыков управления проектами и людьми, коммуникации, анализа информации, стратегического и критического мышления. Сегодня при наличии базовой подготовки любой неглупый человек может получить профессиональные знания с помощью видеокурсов, заочных программ, книг и учебников, а контакт с множеством профессионалов стал намного проще — в частности, благодаря их желанию строить свою социальную позицию на основе менторства. Какую бы область профессионального знания мы ни взяли, найдутся сотни университетов и тысячи менее формальных институций, готовых вас научить. Тревожит лишь то, что все большую долю на рынке занимают мероприятия, чья прибыльность обусловлена не полезностью, а сочетанием трех краткосрочных факторов.

Первый — самый простой, активно способствующий взрывному росту количества профанирующих обучение программ, конференций ни о чем и семинаров сомнительных гуру — так называемая «агентская стоимость». Недавно в одном из самых пафосных конгресс-холлов Москвы проходила невероятно пафосная конференция. Организаторы обещали более 3000 участников — бизнесменов и менеджеров, десятки спикеров, в том числе, по их словам, из списка Forbes. В организации были задействованы более 400 человек. В фойе предлагались всевозможные развлечения, включая 3D-селфи участников. Электронные бейджи стоили, мне кажется, больше средней российской пенсии за штуку. К каждому докладчику была приставлена «персональный менеджер» с соответствующими пафосу мероприятия внешностью и манерами. Участники покупали билеты за значительную сумму. В каждом зале места в первых рядах продавались дороже и назывались VIP — по старой русской традиции (справедливости ради надо сказать, что они были практически пустыми). Меж тем докладчики, приглашенные организаторами, раздуваясь от собственной важности, говорили если не банальности или глупости, то уж точно то, что не раз говорили и писали до того и что элементарно найти в интернете. Я попытался понять, откуда взялось большинство посетителей и почему конференцию так активно спонсировали? Мое субъективное мнение — большинство билетов куплено за счет компаний. Сотрудники радостно провели день в Москве, на форуме, среди вкусных буфетов и знаменитых спикеров, мотивируя это кто поиском сотрудников, кто установлением контактов, кто просто получив от менеджера по дружбе бюджет на поездку. Спонсоры же в переговорах были представлены конкретными директорами по маркетингу, которые должны тратить выделенные бюджеты. Не могу сказать, сколько маркетинговых директоров было коррумпировано в этом случае (возможно, ни одного), но точно знаю, что откаты за спонсорство — это частая практика. То есть тратится не свое, и это всегда проще.

 

Иллюстрация: Мария Аносова

 

Второй фактор — приобретшая в последнее время характер культа вера в «нетворкинг». В России эта вера имеет совершенно неожиданное подтверждение: поскольку у нас больше всех имеют прав и зарабатывают те, кто приближен к власти и/или включен в распределение потоков ренты, правильное знакомство приобретает характер мистический и одновременно становится ключом к успеху. На конференции или семинары зачастую идут, чтобы познакомиться со спикером или аудиторией. Доходит до курьезов: одна ивент-компания практикует организацию обучающих завтраков, на которых выступают жены олигархов или крупных чиновников, бюрократы среднего уровня в федеральных органах власти, дальние родственники членов списка Forbes. Стоимость участия строго ранжирована: за обычную цену можно просто поесть и послушать, за повышенную — задать вопрос (показаться докладчику), за премиальную — переговорить с докладчиком в кулуарах, за огромную — выпить с докладчиком чашечку кофе наедине. Основные посетители таких завтраков — неудачники, носящиеся с великими идеями и рассчитывающие их презентовать «олигарху» через родственника, бизнесмены, пытающиеся добыть финансирование или пристроиться к бизнесу олигарха или государства, мошенники, рассчитывающие заинтересовать члена семьи богатого человека и получить деньги. Выбор докладчиков вполне разумен: жены / племянники олигархов, как и чиновники средней руки, чувствуют, с одной стороны, свою огромную значимость (индуцированную стоящей за их спиной силой), с другой — свою трагическую невостребованность на фоне этой силы. Они радостно идут «вещать» истины, насколько они их понимают, и благосклонны к подобострастному вниманию аудитории. Продуктивность таких завтраков (ужинов, семинаров) в плане бизнес-знакомств и организованных проектов мне сложно оценить, но совершенно точно никто на них ничему не учится и научить не может.

Наконец, важнейшим фактором является обилие денег в экономике, сопровождаемое существенным ростом неравенства в мире. Это взаимосвязанные вещи: обилие денег порождает аномальный рост цен активов; более богатые домохозяйства владеют большим объемом активов, соответственно, получают «бесплатную премию» от обилия денег в экономике, еще больше оставляя позади бедные домохозяйства, не бенефицирующие от удорожания активов. У множества людей, которым повезло увидеть рост стоимости их рисковых активов, появились «лишние» (незапланированные) деньги, а их инвестиционный (управленческий) успех, связанный со случайностью, был интерпретирован ими как свидетельство безграничных возможностей в будущем. Эти миллионы людей готовы легко тратить свои деньги, чтобы научиться тому, что позволит им повторить и развить их «успех». Одновременно миллионы людей более бедных видят, что богатство и/или слава достались их соседям без особого напряжения: «проинвестировал в Apple с плечом — и все», или «запилил стартап и продал за миллиард», или, на худой конец, «создал канал на YouTube и собрал миллион подписчиков». И они начинают верить, что где-то рядом с ними существует особое, легкое и краткое знание, получив которое буквально за пару недель они смогут точно так же превратиться в рантье, или достичь всемирной известности, или создать прибыльный бизнес.

 

Иллюстрация: Мария Аносова

 

Многие «успешные» инвесторы и менеджеры, чьи компании сильно выросли в цене благодаря тому, что обилие денег на рынках повлияло и на стоимость их акций, поверив в свои исключительные способности, стремятся реализовать свое естественное желание получить «заслуженную долю» известности и славы. Они готовы бесплатно выступать, учить, комментировать, они записывают курсы на видео на тему того, как достичь успеха по «их модели», даже не подозревая, что сами они к своему успеху не имеют никакого отношения.

Ситуацию подогревает и диссонанс между иллюзией всеобщего успеха и легкости достижений и отсутствием изменений в реальной жизни. В этом мире роста стоимости активов и лишних денег люди не стали жить лучше — их продолжают мучить те же проблемы непризнанности, неспособности строить отношения, непонимания, ради чего они живут. На фоне избытка денег в экономиках у большинства людей идет процесс разочарования обществом — информационная прозрачность вынесла на всеобщее обозрение изнанку «нового» (а на деле — такого же старого) мира, в котором, без сомнения, достигнут гуманитарный прогресс по сравнению даже с ХХ веком, но еще остается множество отвратительных проблем. К тому же в последние годы пошел процесс отката — либерализация, глобализация и гуманизация сменяются трендами на изоляцию, иерархизацию, ужесточение систем управления и социальных отношений не только в России. В связи с этим люди начинают искать решения там, где им их навязывает реклама и позволяют средства, и думают, что находят их в многочисленных трудах и курсах профессиональных гуру, семинарах, советах «специалистов».

Если коротко, за обучение, как и за все в этом мире, легко платятся чужие деньги. Под обучение часто маскируется продажа «доступа к телу». Наконец, люди дороже всего готовы платить за мечту — потому она и мечта, что иначе у них не получается ее воплотить. Но «обучение» — это всегда покупка обещания за деньги, его практический будущий результат невозможно оценить (а часто невозможно предсказать даже его непосредственный результат — эффективность передачи знаний и навыков). Сегодня люди по всему миру готовы платить, и часто они не понимают, что платят за обещание осуществления мечты, а не за ее исполнение. Ну а продавать обещания очень просто, и желающих находится в избытке.

 

Иллюстрация: Мария Аносова

 

Если же вы не тратите бюджет своей компании и не рветесь на свидание с женой олигарха, а действительно хотите чему-то научиться и готовы за это платить, позвольте дать вам несколько советов о том, что возможно, а что невозможно, чему и у кого стоит или не стоит учиться. Конечно, — скажете вы, — я прямо сейчас сам берусь вас учить. Но, во-первых, бесплатно и, во-вторых, вы легко можете проверить то, что я советую, по моим же критериям.

Навыки и знания бывают простые и сложные, приобретаемые быстрее или медленнее. Легко осваиваются только навыки, не требующие быстрой реакции, и очень ограниченные объемы знаний. Например, быстро можно научиться пеленать ребенка, печь конкретный торт (но не готовить вообще), делать определенные операции на определенном оборудовании. Для того чтобы управлять автомобилем, нужно 60 часов занятий и потом — годы практики. Нет смысла идти на семинар «Управление автомобилем за шесть часов». Также нет смысла пытаться получить «навыки инвестирования за три дня».

Я попробую оценить на основании своего опыта, сколько времени нужно на приобретение знаний и достаточного навыка в некоторых знакомых мне областях (чему-то я учился сам, какие-то навыки требовались от нанимаемых мной сотрудников, и я делал анализ, что-то узнавал у специалистов).

  • Грамотное правописание — шесть-семь лет прилежного обучения в школе минимум. После 30 лет научиться практически невозможно.
  • Иностранный язык — годы занятий и практики. Не существует «трехмесячных курсов», на которых действительно можно выучить язык.
  • Литературное изложение, журналистика — три-четыре года интенсивных занятий при наличии грамотной речи, владении основами риторики и композиции, отличного владения логикой.
  • Написание хороших художественных произведений — объем полного курса хорошего университета, включающий гуманитарные дисциплины, врожденные способности, сотни часов занятий с преподавателями и годы опыта.
  • Способность эффективно программировать в востребованной среде — год-два практических занятий после интенсивного (12–20 часов) курса обучения при наличии опыта работы в другой среде или после комплексного курса (30–60 часов) — при наличии технического образования и способностей к математике.
  • Управление небольшими коллективами — от пяти до десяти лет практического опыта в коллективах того же типа, желательно после прохождения базовой психологической подготовки и стандартных курсов мастерской программы в области общественных наук, включающей курс по переговорам, по стратегии, по принятию решений.
  • Управление большими коллективами — от 10 до 20 лет практического опыта, прежде всего опыта управления распределенными командами, желательно после или одновременно с прохождением тех же программ, что и в предыдущем пункте, плюс очень помогут курсы по теории систем и прохождение психотерапевтических программ.
  • Инвестирование — объем высшего образования в части математики, теории вероятности, логики, экономики, свободный английский, плюс базовая подготовка по психологии, теории принятия решений и стратегии, специальные программы по макроэкономике, микроэкономике, финансовому анализу, теории инвестиций (30–60 часов минимум каждая) и не менее десяти лет опыта работы в команде высокого уровня, занимающейся инвестициями.

Нельзя быстро научиться ничему, что связано со сложной и особенно автоматической реакцией, взаимодействием с другими людьми, имеет целью получение преимущества в конкуренции с другими. Забудьте об идее «услышать важную мысль» от лектора на единичной лекции: скорее всего, она окажется профанацией или бредом, а если даже нет — вы обязательно найдете ее в учебнике или достаточно полном и длинном курсе по данной теме, но вместе с другими, не менее важными, без которых она все равно будет вырвана из контекста.

 

Иллюстрация: Мария Аносова

 

Далеко не все могут учить, и далеко не всем есть чему научить других. Попробую суммировать признаки тех, кто может.

Внешние признаки тех, кто может:

  • умение связно излагать, следить за логикой;
  • готовность отвечать на вопросы и делать это с радостью, вежливо и обстоятельно;
  • умение точно формулировать, где граница (в том числе применимости) передаваемого знания, никогда не выдавать свои идеи за панацею;
  • владение и использование различных концепций и подходов к вопросу, готовность их сравнивать и находить плюсы и минусы;
  • осторожность в обучении, предварительное выяснение, зачем ученику знание.

История:

  • имеющие собственный опыт и доказанный успех (не основанный на удачном стечении обстоятельств) в том, чему учат;
  • построившие свою школу — чьи ученики достигли успехов.

Внешние признаки тех, кто не может:

  • активен, даже агрессивен, пытается продавать;
  • использует методы воздействия на массу людей, апеллирует к стремлению к принадлежности и групповому сознанию;
  • отвечая на вопросы, демонстрирует высокомерие, использует их, чтобы показать незнание спрашивающего;
  • убежден (или убеждает), что владеет истиной, универсальным знанием, лучшим подходом;
  • не интересуется другими точками зрения;
  • не справляется со сложной логикой, демонстрирует явные когнитивные искажения, в частности не понимает разницы между примером и статистикой, корреляцией и каузацией, независимым наблюдением и индукцией;
  • готов обучить всех: чем больше аудитория, тем лучше.

История:

  • специализируется на обучении и этим зарабатывает, зарабатывает на тех, кого обучил, продавая им побочный продукт вроде доступа на биржу для обученных торговать;
  • «стоял рядом», но не участвовал;
  • активно маркетирует собственные успехи, но не может привести независимых доказательств;
  • не проявлял себя в области или неуспешен в ней (например, ведет семинары по семейной жизни, но сам разведен);
  • возраст и образование с большой вероятностью не позволяют набрать нужные знания и опыт.

Конечно, свобода превыше всего — и вы легко можете тратить свои деньги и время на обучение тому, чему вас не научат, у тех, кто вас не способен научить. Главное — не пытайтесь потом применять свои «знания» на практике: мир и так уже полон несчастных женщин, прошедших краткие курсы идеальных любовниц, прогоревших бизнесменов, послушавшихся совета жены олигарха или построивших компанию по рекомендациям «профессионального коуча», депрессивных выпускников семинаров по НЛП и потерявших все скороспелых профессиональных инвесторов, которые отнесли свои деньги брокеру после трехдневных курсов технического анализа.

2069 words