http://antropogenez.ru/review/713/
И.Л. Викентьев о механизмах порождения лже-науки. Часть 3: Выводы
Публикуем заключительную часть интервью, которое редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ взял у И.Л.Викентьева, создателя крупнейшей в Европе базы данных по методикам творчества. Переходим к выводам.
6. Нарождающееся лже-научное направление - интеллектуальное жульё
«Братцы Кролики думали, что это любовь,
а на самом деле их разводили...»
А.Б. Соколов: Насколько я понимаю, выводы и прогнозы у Вас есть и печальные и позитивные. Давайте начнём с печальных.
Грядёт клыкастая генерация интеллектуального жулья, которая решила, что им «всё позволено».
Интеллектуальный жулик презирает всех, кроме себя, а значит, по его логике, всех можно обманывать и обворовывать.
Интеллектуальный жулик боится другого интеллектуального жулика, который сможет украсть быстрее и застолбить эту нишу, как во времена золотой лихорадки в США, поэтому интеллектуальные жулики даже обращаются к юристам по этому поводу.
Пищевой ресурс для существования интеллектуального жулика - такой же как и для нашего разведчика (либо ихнего шпиона) - взаимонепризнавания, конфликты в научной среде и жажда получить деньги. Оправдания этому быстро находятся сами.
Учёные из институтов РАН на этом фоне выглядят несколько провинциально и утешаются тем, что: «Ну, Б.А. Березовский, знаете ли, в итоге тоже плохо закончил...»
Столичный и международный уровень интеллектуального жулика - псевдо-учёного - это уже би-система:
среди математиков он самопозиционируется «как первый психолог среди математиков», а в среде психологов - «как первый математик среди психологов».
Учёные - они такие доверчивые...
Повторяю вывод из Таблицы №2: всегда нужно помнить о контексте.
Тем не менее,
Непечальные выводы!
«Наука - баба весёлая и паучьей серьёзности не любит»
I) Вероятно, французский просветитель Анн-Робер Тюрго был одним из первых, кто отчётливо сформулировал ещё в 1751 году мысль, что развивается не только наука: «Реальный прогресс человеческого разума обнаруживается даже в его заблуждениях...» (А.Р. Тюрго, Последовательные успехи человеческого разума / Избранные философские произведения, М., «Соцэкгиз», 1937 г., с. 71.)
II) Сейчас в России известно несколько форм борьбы с лже-наукой:
- Эмоциональные и неконструктивные возмущения учёных;
- Публичный разбор конкретных лженаучных работ и направлений;
- Разработка и популяризация критериев отличия лже-науки от науки - см. раздел: Лже-наука.
А в США фокусник Джеймс Рэнди / James Randi (молодец!) сделал своё ТВ-шоу, в котором публично разоблачаются медиумы, ясновидящие и т.п. экстрасенсы.
III) На мой взгляд, лженаука может оказаться отличным объектом для изучения.
Во всяком случае, есть ряд вопросов, которые могут послужить темами для хороших и, главное, полезных научному сообществу исследований. Ниже я перечислю некоторые из них, а также дам ссылки на ряд материалов из базы данных Vikent.ru:
Тема-1. Механизмы деградации творческих коллективов (малых, больших и распределённых);
Предварительные данные для анализа.
Тема-2. Механизмы деградации творческих личностей: в искусстве, науке, религии и т.п. (Похоже, что деградация - болезнь быстро развивающаяся и даже заразная).
Предварительные данные для анализа.
Факт: раздел «Деградация творческих личностей» еженедельно входит в десятку самых читаемых материалов на портале Vikent.ru. Замечу, что соседний раздел «Деградация обычных людей» почти не посещается...
Тема-3. Механизмы «творческого блефа». Или: как при отсутствии результатов пытаются изображать из себя «творческую личность» в искусстве, науке, религии и т.п.?
Предварительные данные для анализа.
Тема-4. Механизмы типовых психологических защит и самооправданий в приложении к творческой деятельности.
Тема-5. Отличия профессиональных этических систем от среднебытовых норм.
Этические нормы в науке с точки зрения сиюминутных интересов кажутся невыгодными догмами, но «на длинных дистанциях» - например, в масштабе карьеры - они уберегают учёного от профессиональной деградации.
Тема-6. Оценка: какой социальный вред наносят СМИ?
Каков вред от псевдонаучного фильма? Каков вред от депутата, который даже не в состоянии сформулировать проблему (а не поставив задачу - её трудно решить), но влияет на её контекст как косвенно - публичными заявлениями, так и прямо - принятием законов?
Тема-7. Построение социальной сети нового поколения для приличных личностей, с целью дистанционной постановки и решения творческих / научных задач.
Кстати, сверх-актуально:
7.1. Как написать слабый комментарий к научным обсуждениям в существующих соц. сетях
7.2. Как написать сильный комментарий к научным обсуждениям в существующих соц. сетях
Тема-8. Чек-листы для диагностики лже-науки в книге, статье, телепередаче и т.п.
См.: 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте
Тема-9. Типовые ошибки опытных учёных.
Да, опытные учёные совершают ошибки. Я собрал их много, поэтому утверждаю - они поддаются типизации, что - для развития науки в целом - благо.
Тема-10. Критерии для диагностики лже-науки на различных стадиях:
- исходных гипотез;
- гипотез + первых экспериментов;
- построения теоретической модели;
- демократизации: превращения теоретической модели в доступную практическую методику;
- переноса модели / методики в новые области;
- обобщения, расширения модели / методики и т.п.
Важно: «фактуры» по названным темам - масса, она уже собрана. И так научно заманчиво спаразитировать на паразитах!
Рекомендуемые материалы: