Масштабирование обучения системному мышлению

Масштабирование обучения системному мышлению

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2018-02-27 15:09:00  Запись входит в топ 500 рейтинга

Масштабирование обучения системному мышлению

Я поставил жирную запятую в своём проекте по масштабированию обучения системному мышлению: в онлайн-курсе на курсере (https://www.coursera.org/learn/system-thinking) выпустились первые трое человек. 

В этом проекте были следующие стадии:
-- собрать содержание образования по современной версии системного подхода в инженерии (книжка "Системноинженерное мышление" и ВУЗовский курс). Апрель 2015
-- увеличить потенциальную аудиторию: обобщить для менеджмента и предпринимательства, научиться излагать в понятной последовательности, собрать типовые ошибки. Курс "Системный менеджмент и стратегирование" и обкатка в ВУЗах. Это был основной результат в 2016 году.
-- отчуждение от меня, любимого: задачи, видеокурс, учебник с изложением материала, и заодно попытка вырваться в прикладном уровне за пределы предпринимательства и менеджмента в культуру, а системное мышление отнести к личному развитию: это главным образом 2017 год.
-- начало 2018 года: запуск онлайн-курса и чата поддержки, издание книжки. Прорвались, системное мышление в его универсальном варианте стало доступным людям.

Ага, это "ретроспективное придание смысла", но каждая стадия всё-таки была запланирована перед её выполнением, а потом выполнена. Не было вначале плана по цепочке всех стадий! Так что это "отчёт о сделанном", а не "выполненный великий план". Управление кейсами, содержимое case file.

Текущий milestone "стало доступным людям" (то есть реально можно уже учиться, машинка работает) стастистически только по курсере на сегодняшний день выглядит так: 
— на странице курса побывали: 2294 
— записались на курс: 1272
— смотрели хоть что-нибудь из курса: 960
— в чате поддержки в телеграме: 321
— заплатили за задачи и сертификат: 88
— закончили курс (по факту, ровно за месяц после начала обучения, а не через предписанных восемь недель -- курсера позволяет идти по курсу быстрее, но не быстрее, чем освоить книжку в 398 страниц и задачник с ответами на 200 страниц): 3

И ещё продано только по линии магазина https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/ (электронные книги и бумага, 40руб. и 432руб.) на сегодня 240 книг, а ещё ведь есть читатели по линии https://www.amazon.com/dp/B079Z19R9W ($0.87 в Kindle) и https://www.ozon.ru/context/detail/id/144434363/ (687руб. бумага -- не спрашивайте, почему столько. Моих там 10руб, чисто для проформы).

Всё, эта часть машинки по ознакомлению широкой публики с современным системным мышлением заработала, и ещё есть сервера eNano, и сервера mitpX. Тропинка нецарской дороги в системное мышление проложена (вход на эту тропинку: http://www.systemsthinkingcourse.ru/, чат поддержки в пути: https://t.me/systemsthinking_course). А царской дороги в системное мышление, как и в геометрию, нет. Труд учителя можно хоть как-то автоматизировать, а труд ученика -- нет.

Теперь нужно решить задачу по масштабированию задействования этого мышления в реальных проектах. В онлайн-режиме без участия живого преподавателя это, увы, не берётся. Только вчера я написал по этой линии рассуждений программу развития курсов Школы системного менеджмента: https://ailev.livejournal.com/1410541.html.

В этой программе три пути масштабирования:

1. Сделать другие тренинги личного развития, которые облегчают освоение материала системного мышления. Онтологика, стейкхолдерское мастерство, психопрактики, антипрокрастинаторство и так далее. Каждый тренинг разжёвывает и имплементирует маленький кусочек текущего курса. Где-то тебе разжуют про 4D экстенсионализм и моделирование мира, а где-то подробно научат понятию "стейкхолдер", как оно должно ощущаться (в буквальном смысле слова -- чувствоваться) изнути. Смотришь, и после таких курсов системное мышление не будет таким уж зубодробительным.

2. Организовать самые разные прикладные курсы по самым разным практикам, которые будут заставлять использовать аппарат системного мышления (текст "базовое образование -- это обязаловка по фитнесам", https://ailev.livejournal.com/1407773.html). Если вы придёте, например, на курс "Системное лидерство", то вам его не освоить, если вы не будете хоть как-то владеть материалом системного мышления. А если будете владеть системным мышлением -- то вы овладеете практикой лидерства в разы быстрее, чем без предварительного системного фитнеса. Не хочешь тратить годы на понимание лидерства -- думай с использованием системного подхода. Овладел системным подходом -- поймёшь не только лидерство. Вот такой хитрый план продажи курса личного развития в нагрузку к курсам прикладных дисциплин. Хочешь заняться "Системной инженерией. Верхнеуровневым моделированием на стадии разработки" -- предъяви знание учебника "системного мышления", покажи ведущему эссе по семи альфам. А потом? Потом четыре дня и ещё день защиты очных занятий ты будешь разговаривать на системном языке, но по поводу твоего проекта. И поднимешь не только свои знания по высокоуровневому моделированию, но и готовность к освоению других практик (того же системного лидерства, например).

3. Расшить узкое горлышко с моим собственным менторством. Сейчас оно очень эффективно, но оно индивидуально. Десяток менти Школы системного менеджмента демонстрируют мне привязку знакомых им понятий к знакомым им объектам окружающих их проектов. Это вне каких-то практик инженерии или менеджмента, культуры или образования. Без этого ничего не будет. Каждый проект менторства глубоко индивидуален, в каждом проекте я обнаруживаю, что первым делом мы меняем понимание целевой системы -- выстраиваем системную холархию. Вот только сегодня утром у меня была пара бесед с менти, в ходе которых мы просто поменяли понимание типа целевой системы в проекте -- и это открывало не только технические/инженерные, но и предпринимательские, и даже коммуникационные (с другими-то людьми нужно понятно рассказывать о своём проекте!) перспективы. Вот это нужно как-то поставить на поток. Я попробую сделать четырёхдневный практикум "Системное мышление", где отражу свой менторский опыт. На выходе практикума -- та самая "защита эссе" (http://ailev.livejournal.com/1367430.html), защита описания своего проекта. Суть практикума -- написание эссе по своему проекту. На входе -- написанное уж как-нибудь эссе (например, по итогам прохождения онлайн-курса), на выходе -- обдуманное с использованием системного мышления, с полученной обратной связью. По сути, это тот же "прикладной курс", только без упора на какую-то конкретную дисциплину менеджмента или инженерии. Просто учимся говорить на системном языке, думать в терминах понятий системного подхода. Я провожу время в разбирательствах с проектами участников группы, а не в пересказывании содержания учебника, не работаю видеомагнитофоном, КПД использования меня растёт -- это и есть идея. 

Первый такой практикум я планирую начать 8 апреля 2018г, так что скоро будет объявлен набор на первый поток.

И, конечно, я ожидаю на базе уже опубликованных материалов появления многих других инициатив. Я знаю, что эти материалы уже используются в некоторых ВУЗах, но есть и grassroot инициативы, типа москвичей из сообщества lesswrong, изучающих системное мышление на очных встречах в "Кочерге", я уже приводил ссылку на их чат: https://t.me/systems_thinking_chat. Может быть, и в других местах будет что-то подобное. Мне известно, что были попытки преподавать системное мышление в школьном кружке даже с использованием моего старого учебника, а сейчас эта задача стала проще -- так что ждём экспериментов и со школой.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212408992153929 

Вытащу там из комментов в ответ на вопросы:
[не слишком ли маленькие результаты в обмен на большие трудозатраты]
Статистика абсолютно типична для курсеры, почти нулевой выхлоп закончивших -- это ж было известно до начала проекта! Трудозатраты там были огромны, но материалы использованы были и не в онлайн-курсах, а и при обычных проектах. 88 человек -- это результат 1 месяца, через год это может быть и 880 человек, в этом прелесть. И трудозатрат на этих 880 человек будет почти столько же (хотя силы уходят на поддержание жизни в чатах и на форуме, но это не личное присутствие в дождь и мороз где-то в определённое время, и явно не полный рабочий день). Три человека -- это просто первые, вышедшие с конвейера. Дальше выйдут все эти 88 (я надеюсь, до конца дойдут все оплатившие, хотя это не факт). А ещё какие-то люди прочтут книжку и посмотрят видео, и вернутся через год (такое бывало регулярно и на оффлайн-курсах).

[Так в каком формате нужно учить чему-то сложному?! Все форматы ведь не подходят для масштабирования!]
-- Магического формата под задачу обучения чему-то сложному нет, масштабирование для таких проектов неизвестно как обеспечивать. Одного формата явно не хватает для решения задачи, одно решение не закрывает всех проблем. Вот я и придумываю всякое разное, получаю при этом какой-то личный опыт. Вот, теперь и опыт с MOOC у меня есть, и опыт обучения в ВУЗе, и опыт обучения на длинных (6 дней) тренингах, и опыт длинных семинаров по решению 200 задач, и опыт менторства, и опыт использования знаний и умений выпускников прошлых курсов, и опыт подключения других преподвателей, и опыт стыковки с другими курсами, и опыт организации пропедевтических курсов.

Системный подход: занимаешься не столько целевой системой (скажем, "онлайн-курс"), сколько организуешь довольно хитро устроенное окружение, значительная часть которого вообще не под твоим контролем.

1344 words