Онтология позора и подвига (с онтологическими ошибками)

Онтология позора и подвига (с онтологическими ошибками)

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Ivan Kurilla и Eugene Lewitin поделились публикацией.

На данном изображении может находиться: небо, облако, дерево и на улице
Кох Альфред
В нашей баварской деревне есть памятник местным жителям, которые погибли на фронтах Второй Мировой Войны. Подобные ему памятники стоят по всем городам и весям Германии. Я часто останавливаюсь у этих незамысловатых обелисков и крестов и задумываюсь вот о чем...

Вот солдат... Нет, сначала он просто крестьянин. Ему исполняется 18 лет и его забирают в армию. Какой у него тут выбор? Никакого. Особенно в войну. Спрячешься - поймают и расстреляют как дезертира. Поэтому он - солдат.Что делает солдат? Шагает в строю. Или без строя. Просто идет. Идет, идет, идет... Потом копает траншею... Потом ест солдатскую еду. Живет как умеет: стирает бельишко, моется, штопает кальсоны. Чистит винтовку, получает боекомплект, гранаты.Артиллерийские обстрелы, бомбежки, опять длинные марши. В жару и холод, в дождь и снег: идешь, идешь, тащишь свою винтовку и все пожитки... Хоронишь убитых, привыкаешь к трупам, к виду смерти. Становишься бесчувственным как бревно...Изредка бежишь куда-то куда велел командир, кричишь, стреляешь наобум. Чистая лоторея: могли убить, а могли и промахнуться... А иногда сидишь в траншее и наоборот: стреляешь по бегущим на тебя людям... Потом опять куда-то идешь, идешь, идешь...В чем твой грех? А в том, что где-то далеко, в Берлине, какие-то люди решили, что вот нет уже сил терпеть унижение и хочешь-не хочешь, а надо воевать. И поэтому миллионы людей начали убивать друг друга.А вот другой солдат. Солдат Красной Армии. Что он делает? Тоже самое: шагает в строю, идет, идет... Копает окоп, стреляет, ест тушенку, хоронит друзей, ожесточается сердцем... Как он оказался в этом окопе? Да также: призвали в армию. И тоже варианта не пойти - не было...Знаю, знаю: сравнивать их нельзя. Ясное дело: один из них грешник, а другой - праведник. Так и есть. Я ж не спорю... Один - солдат-арессор, захватчик, немецко-фашистский гад и преступник, а другой - воин-освободитель, спаситель Европы и т.д.Я сейчас о другом. Я вот силюсь все понять: а в чем личная заслуга одного солдата в том, что он праведник, и в чем личный грех того, кто грешник? И как грешник превращается в праведника и наоборот?Вот призвали солдата в 1939 году в Красную Армию. И пошел он войной на Финляндию. Он грешник? Грешник! Агрессор и захватчик. А потом раз и к маю 45-го - праведник и молодец...А что он делал? В чем разница? А хрен поймешь. И в праведниках и в грешниках он делал одно и то же: прятался от бомбежек, копал траншеи, убирал мертвых, валялся по госпиталям...Получается, что из грешника в праведника (и - наоборот) человек превращается помимо своей воли, не из-за того, что он так решил, а по решению каких-то вообще других людей, которых он даже и не знает...А еще интереснее, что эти, другие люди, что приняли это решение, которое так неожиданно превратило человека из грешника в праведника, тоже не сами, а в ответ на решение еще более далеких людей из того же Берлина...А те, что в Берлине - снова твердили, что и они находились в плену жесткой необходимости, поскольку не было уже сил терпеть унижение, которому повергался их народ. А унижение это устроили их народу за двадцать лет до этого вообще уже какие-то совсем другие люди, которые к тому времени уже почти все померли...По всему получается, что миллионы людей праведниками и грешниками делает какая-то невидимая сила, а вовсе не сам человек решает: а вот буду я праведником, отрину грех...Или вот тот же солдат Красной Армии. Кабы призвали его в СМЕРШ, так и стрелял бы своим в спину. И стал бы убийцей своих братьев. Никуда бы не делся... А смотри как он сейчас, с передовой, смотрит с презрением на бойцов заградотряда. А в чем твоя заслуга, что ты тут, а не там? Никакой твоей заслуги нет. Слепой случай... А мог бы вообще в вертухаях оказаться. И был бы презираемой всеми тыловой крысой. Охранял бы зэков. И в чем тут свобода воли? Как избежать греха? Никак...Да, да. Вот еще важно. Ханна Аренд, "Банальность зла". Процесс над Эйхманом в Иерусалиме. Страшнее всего то, что любой из нас, окажись на его месте, мог бы делать то же самое. И признаться себе в этом - ужасно трудно. Но нужно.Нет, не загонять людей палками в газовые камеры (Эйхман, кстати, этого и не делал), а вот решать "чисто логистическую" задачу: формировать железнодорожные эшелоны из гетто, сообразуясь с пропускной способностью газовых камер и крематориев, беспокоится, чтобы как можно больше эшелонов успели "обработать", экономить на продовольствии для заключенных, вести учет тоннам остриженных волос и золотых коронок...Но, слава Богу, шансы оказаться на его месте - невелики.

Но шансы оказаться на месте немцев, которые вполне догадывались, что происходит в Аушвице, но делали вид что ни сном ни духом - 100%.Вспомните, сколько вокруг нас людей, которые с пеной у рта доказывали, что они даже и не подозревали о масштабах сталинских репрессий? А сколько их сейчас, кто кричит, что мы неправильно считаем и убитых "всего-то" один миллион... И даже из этого миллиона - большинство убито правильно ибо они были враги...Я вот иногда думаю: а если бы я промолчал бы в некоторых случаях, не стал бы язвить и скалить зубы, а, наоборот взял бы и где надо - сдержанно восхитился мудростью и умом вождя, глядишь и получил бы какое-то хлебное местечко. Сколько моих бывших коллег до сих пор "рулят" страной и даже себя не забывают...Я действительно считаю, что я слабый человек. Болтун. Язык без костей. Я этих своих сдержанных товарищей считаю людьми волевыми, выдержанными, серьезными. Им по праву досталась и власть и богатство...Но меня Господь отвел от всего этого несчастья: сидеть сейчас в одной обойме с Путиным, Золотовым и Шойгу. Не дал хоть этого греха мне совершить. Но есть ли в этом моя личная заслуга? Да нет, конечно. Ну разве есть свобода воли в том, что я болтун и трепло? Уж какой родился...Чем больше я про все это думаю, тем сильнее мне понятна мысль Лютера и Кальвина о предопределении. Кто будет праведником, а кто - грешником решаем не мы сами. Все уже решено Им. И мы ничего не можем поменять. Конечно в гордости ума своего мы считаем, что управляем своими поступками. Да, конечно, поступками - управляем: чиним кальсоны, едим тушенку, хороним мертвецов... Но судьба наша - нам не принадлежит. Она в руках Создателя...Я к чему все это? А к тому, что не нужно гордится своей праведностью. В этом нет никакой вашей заслуги. Вам просто повезло и Господь выбрал вас для этой судьбы...

  • Комментарии
    Petr Deynichenko
    Petr Deynichenko текст хорош, но где-то в нем есть логическая ошибка...
    2
    Управление
    Ivan Kurilla
    Ivan Kurilla Petr Deynichenko там просто две разные темы, хотя и связанные. "Люди в Берлине" и господь бог - не одно и то же, а тут получается, что да (или люди в Берлине выполняют волю божью). Это про устройство мира. А так - старый как мир спор о личной ответственности и свободе. В комментах всего не уместишь, но текст хорошо излагает одну из точек зрения.
    8
    Управление
    Евгений Волков
    Написать ответ...
    Марина Иванова
    Марина Иванова но тогда и грешникам расстраиваться не надо по поводу своей грешности.
    1
    Управление
    Irina Borshch
    Irina Borshch Все это показывает только одно - на уровне нации мораль не действует, есть только символические виньетки от морали. Вот эти вот "национально праведник" и "национально грешник", действительно очень условные. Но это совершенно не доказывает, что морали нет вообще - на уровне биографии и микросообщества, которое культивирует добродетель (та же семья). Поэтому мысль Коха - нечестная. Он описывает жизнь человеческую, как она видится правителю из высокой-высокой башни. Человек аки муравей муравейника, который правитель окидывает возвышенным взором сверх-человека. А затем Кох прикрепляет ко всему этому богословские понятия, которые вообще были сформулированы в другой перспективе. Не сверху и не снизу, а в меж-человеческом. На уровне биографии есть уже какой-то другой человеческий опыт, кроме "призвали, роешь траншею, стреляешь".
    3
    Управление
    Валерий Лема
    Валерий Лема Деда помню, не старый еще, но усталый мужчина,
    Старовер, борода прикрывает худое лицо,
    На пороге избы, посреди среднерусской пустынной равнины,

    Наших предков, кто на веру не принял, что не люди мы,
    Что животные мы без религии, а с религией все же скотина,
    Их загнали сюда из Москвы, как когда-то наверно из Киева

    Да они не противились, не могли, они раньше истории здесь проходили,
    Не сверяя часов,- сколько прожили,- за собой не следили, и ушли без следа,
    Может быть так солдаты на фронт уходили, без лица, бриты наголо,
    Подчиненные долгу врожденному: победившие, побежденные,-
    А все прочее: и посмертное, и пожизненное,- под ногами мужскими,
    Пыльным облаком, оседая затем на страницах истории, шло над ними
    Управление
    Армен Василян
    Армен Василян Молодец, Кох ! Как всегда правильно рассуждает. Но жаль, что в конце всё свел к "Создателю", тем самым сведя почти к нулю свои мысли. Это похоже на то, как киллер убив свою жертву, бежит в храм божий каяться и отмывать грехи у "Создателя" через подставного падре, который естественно прощает тому грехи. Не знаю, может я пропустил, но мне кажется, что в свое время Коху до своего ухода не хватило покаяния перед народом как покаялся Улюкаев (правда уже сидя на скамье подсудимых) за то, что в свое время держался в стороне, не боролся за справедливость, пока ЭТО лично его не коснулось. Кох не стал дожидаться, чтобы ЭТО коснулось его. Да уж, Альфред Кох вовремя соскочил с локомотива несущегося со всей скоростью в тоннеле в скальный тупик. P.S. А нам остается только покрепче пристегнуться ремнями. Авось выживем.
    Управление
    Сергей Яковлев
    Сергей Яковлев Армен Василян чушь! Вспомни, почему он там и задай себе вопрос на какие доходы
    1
    Управление
    Армен Василян

    Армен Василян Сергей Яковлев, у-у-у-у !!! А что вспомнить?! Разве неясно? Снова "патриотизм" в тебе не к месту возбудился?! ... А сколько уже сбежало? Не от хорошей жизни сбежали, а от рейдерских захватов их бизнеса дружками Самого Его превосходительства. Заодно и единороссы бегут. Вон говорят, что "видный" едроссовЕц "Железняк" тоже где-то там, в Лондоне с детьми, и ещё кое-кто тоже на чужбину переехали. Вот эти кое-кто точно своровали капитально. И сбежали от пресса Самого, не поделившись с ним или не пожелавшие отдать свой бизнес им. А этот по мелочам, и уехал (отчалил) на свою историческую Родину тогда, когда ещё по мелочам воровали, а не составами и флотилиями, как сегодня. И уехал все ж таки не совсем уж на чужбину. Какие к нему претензии? Что, врет что ли? Не думаю. И в любом случае у него нет оффшорных счетов, как у друзей Его превосходительства, напр., малоизвестного виолончелиста по фамилии Ролдугин с 2-мя млрд. баксов в Панаме. Хотя и мог бы иметь. Ведь как никак был вице-премьером России, а не вшивым виолончелистом. Вот я все думаю, а что это друга Коха, Анатолия Чубайса не слышно? Он что затаился? Или он приспособился к своей питерской братве? А этот нет. Вот поэтому сказанное Кохом как-то вызывает если не уважение, то доверие. Но если ты "патриот"-едроссовЕц", то ты не примешь ничего и ни от кого. От Коха тем более.

    Управление
    Евгений Волков
    Написать ответ...
    Леонид Вахрамеев

    Леонид Вахрамеев С дураков спрос все же есть. Хотя и малоэффективный, "история никого ничему не учит".

    Управление
    Антон Карпов

    Антон Карпов "а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской"
    Достоин жернова Кох Альфред. Потому что следую его логике Чикатило тоже делал дефекацию - праведник или грешник он поэтому?

    2

    Управление
    Сергей Яковлев
    Сергей Яковлев Какая чушь! Недолизал? Недоворовал?! От кормушки оттеснили, а то бы нам Эйхман Божьим одуванчиком казался! Преступник на покаянии занимающийся самооправданием и обвинением всех, чтобы жилось легче и спокойнее на украденные деньги.
    3
    Управление
    Вячеслав Гончаренко
    Вячеслав Гончаренко Классная оправдателка всего и вся! Все вопросы к Создателю, а Я так, кальсоны стираю...
    Вот это и есть самый главный шаг к греховности! После него только одно направление и отсутствие "свободы от Бога".
    Приплыли (
    1
    Управление
    Василий Думик
    Василий Думик Логично, любому злодею хочется всех до своего уровня опустить, чтоб не так стыдно было, заодно высшие силы подключить для полного переноса ответственности
    1
    Управление
    Виктор Дубровский
    Виктор Дубровский Так думают многие и долго. А потом, НЕИЗБЕЖНО, многие же поворачивают штыки... Потому что крот истории роет неотвратимо.
    Управление
    Оксана Яншина
    Оксана Яншина А по мне так ошибочно само обобщение. Так бывает конечно как написано, и возможно часто, но бывает и по другому
    Управление

  • Eugene Lewitin поделился публикацией.
    6 ч. ·
     
    Пожалуй если человек дезертир из из внутренних побуждений, то в этом есть личная заслуга (или личный грех). Но дезертиры редко встречаются.
    Отметим, что автор текста вобще не верит в таковых, поскольку сам таким не является.

2068 words