Критическое чтение текста, изображения, ситуации

Критическое чтение текста, изображения, ситуации

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Анатолий Шперх с Elena Kazakova

9 ч. · Санкт-Петербург · https://www.facebook.com/shperk/posts/10155395892260153

По следам кейса про раба на греческой вазе

очень важный текст от Андрей Макаров. Просто must read всем, кто в школе работает с текстом.

К сожалению, текст в школе проходит по разряду «литература», и анализ там совершенно другой. А вот для предмета «информатика» (как наука о работе с информацией) это самое то. Правда, информатика у нас проходит как программирование или делопроизводство.

А формам работы с текстом как раз никто не учит. Впрочем, я знаю, что Е. И. Казакова рассматривает такие вещи как часть филологической работы и делает с текстами феноменальные вещи. А вот кто ещё, пожалуй, и не скажу.

Впрочем, читайте текст Андрея:

«Мы (я с аспирантами своими) сделали "выжимку" из Шлейермахера , выявили алгоритм работы с текстом: 

1. «Курсорное чтение» — читать фрагмент текста без выражения. без расставления акцентов — как читают начётчики в Церкви. В случае с кейсом «Раб на вазе», рассматривается рисунок по секторам медленно.

2. Локализация «тёмных мест», обнаружение фрагментов текста, которые содержать неясности, странности, противоречия. В случае с кейсом — видно, что два мужчины заняты работой, а один нет — это странное место. В принципе можно обнаружить и его «скрещенные ноги» как странное место. 

3. Задавание вопроса к «темному месту». Например: Почему скрещены ноги?

4. Каждый участник дает ответ на этот вопрос . Это гипотеза.

5. Выбирается гипотеза для дискуссии

6. Дискуссия как метод проверки гипотезы. Кто не согласен с ответом Пети на вопрос «Почему скрещены ноги»?

7. Обобщение дискуссии и формулировние текста комментария (гипотезы)

8. Рефлексия всей процедуры. Что вы заметили при нашей работе: как работает метод? Что узнали о тексте нового?»

267 words