Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Евгений Волков -
Количество ответов: 8

Натолкнулся на подробный логико-семантический и ситуационный анализ интервью министра культуры В. Мединского. Рекомендую к изучению:

11 февраля 2014, 12:17

Владимир Мединский искусство культура Минкульт

АНДРЕЙ ЛЕВКИН

Мастерам культуры всё не дают ориентиры

medinsky

Иллюстрация: Сергей Елкин

Интервью В.Мединского ИТАР-ТАССу должно бы стать знаменитым уже только из-за фразы «необходимо пересмотреть критерии в поддержке искусства — от "элитное" и "модное" к "талантливое" и "социально значимое"». Но там ещё интереснее.

Например, потому, что в интервью все время этакое мигание: то вечное, то бытовое. Вот, приведённая цитата вырвана из контекста, а там ещё и о кино: «необходимо продолжить воссоздание и развитие качественного отечественного кинематографа и пересмотреть критерии в поддержке искусства — от "элитное" и "модное" к "талантливое" и "социально значимое"». В этом есть какой-то пойнт, когда частное и общее вместе.

Но вечное же шире, поэтому оно первее. Кроме того, из общего следует частное, а не наоборот. Даже в отношении культуры, когда она государственное дело. Вообще, в этой же, государственной связи, любопытно, где с какой именно точки министр рассматривает качества искусства. В каком она пространстве? А пространство такое, что искусства как такового там нет, вместо этого - его восприятие публикой. Министр же не говорит, что спектакль, скажем, хороший, или современный, или какой-нибудь даже добрый. Нет, со стороны потребления: модный, элитарный, социально-значимый. Ну да, там еще и талантливый – тоже, видимо, имея в виду оценочные суждения потребителя, они и так говорят.

В этом отслоении от художественного продукта точно есть что-то важное, что? Ну да, ровно то, что министерство культуры и министр здесь на стороне зрителя. А "поддержка", которую искусство может получить или нет, находится в зависимости от того, как искусство воздействует (точнее - предположительно будет воздействовать) на публику.

Но производство искусства – вполне хаотичный процесс (даже при любых меркантильных или карьерных мотивациях деятелей искусств). Как это вообще происходит, выдача поддержки? Вероятно, за ней обращаются. В этот момент и должно производиться взвешивание на тему "элитарное" или "модное" или "социально-значимое". Но как можно произвести такое взвешивание, когда еще только подают заявку? Как по ней понять, что будет "модное", например? Да, как "модное" может быть не "социально-значимым", - раз уж оно модное, это же социальный термин? Конечно, такие придирки – это демагогия, но именно на нее и выводит исходное словоупотребление. Что не в укор, а для понимания того, как министру непросто.

Самым непонятным тут будет "социальная значимость" еще не сделанных продуктов, как ее оценивать? Вариант один, социальная значимость – в момент выдачи поддержки - должна оцениваться по соответствию заявленной темы с неким нормативным списком социально значимых тем. В СССР-то так умели, но там было много всяких институций, которые этим рулили. Не только Минкульт, горкомы, творческие союзы и тп. Что может сделать теперь одно министерство культуры? Может ли оно хотя бы примерно нарисовать себе же такой список? Тут же получается так, что В.Мединский сам на себя взваливает нечто решительно неподъемное и делает это почти в каждом абзаце своего интервью. Причем, по ходу дела, еще и сомневается в том, какую именно функцию отбивает он сам.

Так он считает, что "государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями, культура по определению не терпит ни унификации, ни обезличенности, более того, отторгает такой подход". При этом он согласен, что роль "государства-отца комплиментарна, но спорна". Добавив, что "это из прошлых эпох", Мединский добавляет еще и что "роль государства - в роли уполномоченного обществом организатора". Ну, эта тавтология от семантического и когнитивного отчаяния.

Дальше как бы даже уточнение: "Не менее важно перейти от видения государства как мецената культуры к рассмотрению его как организатора и соинвестора ключевых культурных процессов". То есть, государство не меценат, они с культурой партнеры. Не всюду, но в "ключевых культурных процессах". Что они такое, где список? Ну, самим деятелям культуры в этом надо же ориентироваться.

Что до миганий между общим и конкретным. Все вышеприведенные установочные слова в интервью идут не отдельно, но перемежаются отчетами. Например, о цирке: "Для того чтобы понять объемы всей предстоящей работы в этом направлении, мы совместно с Росгосцирком провели комплексное обследование тех цирков, которые находятся в сложном состоянии, — это 18 объектов. За ближайшее время как минимум десять цирков будет отремонтировано".

Про цирк тут не ради обстеба, это тоже ответственность Минкульта. Это для того, чтобы помнить, что там у них общее и частное одновременно – такой контекст. Вот же, похоже, что Мединский в самом деле хочет совместить вечное и конкретное. А как? Но он-то думает, что как-то можно. Причем – находясь строго на стороне зрителя. В общем, логично: государство же для народа, не так ли? Ну и культура тогда тоже для него. То есть, искусство надо поддерживать, исходя из его некой эффективности в отношении социума.

Что ли как-то так, и это похоже даже на кредо:
"Художник создает те произведения, которые его вдохновляют на дальнейшее творчество, - пояснил министр. - Государство же обязано поддерживать то, что считает соответствующим интересам страны. Абсурдно, если государственная поддержка будет строиться по принципу "Дай денег и отойди". Никому не приходит в голову прийти к предпринимателю с таким предложением, а в Минкультуры, ранее считалось, почему-то можно. Речь не о каком-то ограничении творчества. Испокон веков художники творили, в том числе и не за счет государства".

То есть, тут вроде снова о том, что государство – не меценат. Да, но тут еще и сенсация: министр культуры Мединский внезапно признал независимость художника от государства.

Понятно, новость не велика, тем более, что заявление было сделано для того, чтобы впрок отбиться от неправильных просителей. Но только ж он это признание сделал, потому что иначе как-то уже вовсе ничего не складывалось. А в обстоятельствах единых учебников, единых концепций и тп. вертикально-единого - это вполне революционное заявление. Есть такие области искусства, которые от государства не зависят. Ну так и оно тогда не должно в них соваться. Прецедент. Мало того, тут же по факту признается, что государство вообще имеет отношение не ко всему.

Поэтому сужаем теперь понятие искусства и в этом качестве рассматриваем здесь только искусство, которое находится в причинно-следственной связи с интересами страны (по версии ее государства). Такой подход упрощает задачу: интервью министра далее рассматриваем в этой рамке - он говорит о тех и только тех, кому интересен Минкульт, оно касается лишь тех мастеров культуры, которые хотят быть касаемыми государством. Это не о культуре, это о культуре государственной. Все конкретно, но только тогда и творческие граждане, желающие в этом участвовать, хотят – должны хотеть – знать правила игры. А пока даже термины плавают: что такое может быть "элитарная государственная культура", которую министр поддерживать не станет больше?

Но тут еще одна засада: вроде бы, выше шла речь о том, что "государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями". Но далее "Абсурдно, если государственная поддержка будет строиться по принципу "Дай денег и отойди". Никому не приходит в голову прийти к предпринимателю с таким предложением, а в Минкультуры, ранее считалось, почему-то можно". Получается, что кое-что манагерское тут присутствует: это же о некой окупаемости искусства – в варианте, например, социальной значимости и соответствия "соответствующим интересам страны", не так ли?

Да, он действительно хочет окупаемости: "Что касается законов, то они мало отличаются от экономических. Только в сфере культуры мы говорим об инвестициях в человеческий капитал. Культура — это такая же капиталоемкая отрасль, как и остальные. Более того, она во многом определяет экономическое развитие страны. Человечество толкают вперед высокообразованные и культурные люди. Без них прогресс невозможен".

"Толкать вперед человечество", это кул, а к теме социальной значимости добавлена еще и тема "способствовать экономическому развитию страны". А как именно? И, опять же, уже самое время сформулировать, наконец, "соответствующие интересы страны". И В.Мединский эту проблему ощущает: "Задачи продиктованы вызовами времени и приоритетами отрасли. Прежде всего необходимо завершить разработку концепции государственной политики в области культуры".

А это уже не вспомнить какое по счету выступление министра (и не только его), в котором на упоминается эта концепция. Ну уже сделали бы ее наконец, чтобы все стало понятно с приоритетами, социальной значимостью, прогрессом и т.п. Причем понятно и то, что концепция – вовсе не компетенция Мединского, а там, где-то наверху, все медлят. Так что, похоже, ИТАР-ТАССу он просто в очередной раз пожаловался на отсутствие ориентиров.

всего слов - 1283

В ответ на Евгений Волков

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Пользователь удален -

Евгений, а Вы приводите этот анализ как пример качественного или наоборот?

Я прочитал интервью и анализ - с точки зрения логики интервью мне понравилось больше. В анализе чувствуется много сарказма в отношении вполне разумных мыслей без попыток как то объяснить свои чувства, местами аналитик приписывает автору то, что тот не говорил. Аналитик выдвигает множество тезисов без какой либо аргументации. Мысли скачут с темы на тему без всякой системы.

На мой взгляд, это пример плохого анализа

всего слов - 74

В ответ на Пользователь удален

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Евгений Волков -

Николай, сделайте свой вариант анализа, укажите на недостатки первого разбора. И не всё сводится к формальной логике ;)

всего слов - 17

В ответ на Евгений Волков

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Пользователь удален -

Начну с конца – с недостатков первого разбора (анализ Андрея Левкина):

- в анализе чувствуется много сарказма в отношении вполне разумных мыслей, без попыток как-то аргументировать этот сарказм:

Интервью В.Мединского ИТАР-ТАССу должно бы стать знаменитым уже только из-за фразы "необходимо пересмотреть критерии в поддержке искусства — от "элитное" и "модное" к "талантливое" и "социально значимое"" – совершенно нормальная политика государства. Зачем поддерживать деньгами фильм на модную тему, где поливается грязью история России, или пропагандируются чужие ценности? Что же такого особого в фразе, из-за которой интервью должно стать знаменитым?

В этом отслоении от художественного продукта точно есть что-то важное, что? Ну да, ровно то, что министерство культуры и министр здесь на стороне зрителя. А "поддержка", которую искусство может получить или нет, находится в зависимости от того, как искусство воздействует (точнее - предположительно будет воздействовать) на публику – Логично, именно так и должно себя вести государство в отношении поддержки искусства. Но, судя по построению фраз, аналитик считает иначе. Но какими должны быть критерии поддержки государства с его точки зрения он так и не написал.

Да, но тут еще и сенсация: министр культуры Мединский внезапно признал независимость художника от государства – Пока художник не просит денег у государства, он независим от государства в той же мере, как и любой другой гражданин. Никто и никогда с этим не спорил. Где тут сенсация?

- периодически аналитик критикует Мединского за то, чего в интервью и не было:

А пока даже термины плавают: что такое может быть "элитарная государственная культура", которую министр поддерживать не станет больше? – в интервью ни разу не использовалось словосочетание "элитарная государственная культура"

Так что, похоже, ИТАР-ТАССу он просто в очередной раз пожаловался на отсутствие ориентиров – не нашел в интервью ни одной жалобы.

Тут же получается так, что В.Мединский сам на себя взваливает нечто решительно неподъемное и делает это почти в каждом абзаце своего интервью. Причем, по ходу дела, еще и сомневается в том – если Мединский "почти в каждом абзаце своего интервью" "взваливает на себя нечто решительно неподъемное", то хочется увидеть хотя бы несколько конкретных примеров этого. Я увидел почти в каждом абзаце интервью вполне выполнимые цели и задачи. Фразу про «какую именно функцию отбивает он сам» - увы, я не понял.

И подобные замечания у меня есть практически к каждому абзацу статьи Андрея Левкина. Его статья - это не анализ, а выплеск негативных эмоций, без какой либо аргументации.

всего слов - 377

В ответ на Пользователь удален

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Евгений Волков -

Следующий шаг, Николай, — обращение к перечню стратегий КМ и прочтение всех текстов, включая и Ваш анализ, уже через их призму. Где кто что использовал и не использовал, применял верно или неверно и т.д.

всего слов - 34

В ответ на Евгений Волков

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Пользователь удален -

Сложно анализировать свой же текст, даже имея под рукой перечень стратегий. Если я допускаю какую то ошибку, то скорее всего потому, что я не вижу здесь ошибки. Я-то надеялся, что Вы или кто-то из участников форума укажет на слабые и спорные места в моих рассуждениях. Пока начну читать стратегии КМ (35 аспектов КМ - это они?), а после вернусь к этому обсуждению.

 

 

всего слов - 61

В ответ на Евгений Волков

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Пользователь удален -

Ну и чтобы не оставаться в позиции только критикующего и ничего не предлагающего - ниже мой вариант анализа интервью. Курсивом – текст Мединского

«Культура воспитывает, создает смыслы, объединяет; была, есть и будет основой, формирующей базовые ценности и ориентиры общества (…) А ведь именно культура как часть истории страны, народа и рождает самоидентификацию» - Т.е. кто входит в российский народ будет определяться не разрезом глаз и чистотой крови, а наличием общей культуры, общими ценностями. И задача искусства – привить те ценности, которые нужны государству.

«Поэтому год культуры нужен не только для того, чтобы праздновать наличие у России тысячелетней культуры (хотя и об этом нелишне помнить), главное — добиться коренного перелома в отношении к ней» - Тысячелетняя культура, великое прошлое – т.е. у руководства страны явно есть планы оставаться независимым игроком на мировой политической сцене.

«Задачи продиктованы вызовами времени и приоритетами отрасли. Прежде всего необходимо завершить разработку концепции государственной политики в области культуры» - давно пора чётко обозначить, какое искусство работает на благо государства, а значит, будет получать его поддержку

«Не менее важно перейти от видения государства как мецената культуры к рассмотрению его как организатора и соинвестора ключевых культурных процессов» - т.е. государство не будет просто так платить деньги деятелям культуры, только потому, что они люди искусства. Нужны деньги – делай то, что нужно государству и делай это качественно. Не хочешь или не можешь – значит государство тебе ничего не должно.

«Также нужно преодолеть разрыв в доступе к лучшим образцам культурного наследия страны между столицами и регионами, сделать их более доступными для людей» - повторение мысли про необходимость объединения страны на основе общих ценностей, чтобы не было разделения на «зажравшихся москвичей» и «заМКАДовское быдло».

«Кроме того, необходимо продолжить воссоздание и развитие качественного отечественного кинематографа и пересмотреть критерии в поддержке искусства — от «элитное» и «модное» к «талантливое» и «социально значимое»» - полностью поддерживаю. Кино и телевидение очень мощные рычаги в деле формирования мировоззрения граждан. В фильмах «Утомленные солнцем» Михалкова, «Сталинград» Бондарчука затронуты «модные» темы (ужасы сталинизма, благородство европейцев), в «элитных» кругах эти фильмы получили высокую оценку, но и только. Звание социально-значимых достанется скорее фильмам «Матч» и «Брестская крепость». Талантливый – присуждать не буду, не считаю себя в этом компетентным.

«Также министерство должно создать эффективную образовательную модель в сфере гуманитарного и художественного образования» - очень хочется верить, что получится. В последние годы качество гуманитарного образования сильно упало. «Раньше говорили, что дебил, а теперь – человек с гуманитарным образованием»

В целом, четко сформулированный и достижимый список задач, работающих на могущество страны.

Текущие итоги:

- за два года почти в два раза выросла средняя зарплата в учереждениях культуры;

- проведено комплексное обследование 18 цирков, требующих срочного ремонта. Значительные суммы выделены на ремонт 8 цирков, еще 4 входят в программу реконструкции;

- реконструкции театров (и ведущих, и региональных), расширение имеющихся и строительство новых музеев.

- программа массового детского туризма.

По всем итогам даны конкретные сроки, объекты, т.е. при желании всё проверяемо.

«Государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями, культура по определению не терпит ни унификации, ни обезличенности, более того, отторгает такой подход (…)

Наш принцип — лучше никуда не вторгаться по факту, а стремиться договариваться о принципах взаимодействия. Поэтому мы не оказываем влияния на формирование, скажем, репертуарной политики театров. Однако наша задача — анализировать и определять эффективность учреждения культуры, создавая максимально благоприятные условия для творчества в рамках действующих полномочий.

Что касается законов, то они мало отличаются от экономических. Только в сфере культуры мы говорим об инвестициях в человеческий капитал. Культура — это такая же капиталоемкая отрасль, как и остальные. Более того, она во многом определяет экономическое развитие страны (…)»

Т.е., нельзя оценивать учреждения культуры только по показателям прибыли. Важно оценивать влияние на качество человеческого капитала. Маленькая платная библиотека приносит больше денег, чем большая бесплатная, но если смотреть на инвестиции в человеческий капитал, то ситуация обратная. Да, иногда сложно сделать выбор между хорошим и хорошим вложением, но качественную оценку можно сделать почти всегда.

«Если раньше, еще со времен Ренессанса, книга создавала границу между грамотным и безграмотным, то сейчас и образование, и желание развиваться заменяют компьютер и телевизор. И, к сожалению, эта проблема существует во многих регионах. Поэтому наша глобальная задача — максимально вернуть культуру в самые отдаленные уголки страны» - мало «вернуть культуру» во все регионы, надо избавляться от некачественного содержимого компьютера и телевизора. На мой взгляд, цензура необходима.

«Все концепции этих проектов обсуждались публично, с участием ведущих экспертов музейной и выставочной индустрии, директоров крупнейших музеев страны, Военно-исторического общества» - Разумно. Обсуждения глобальных проектов необходимо вести публично, это и повышает интерес народа к тому, что получится, и позволяет прощупать что важно, что значимо для страны.

Есть и то, что зацепило своей нелогичностью или тем, что не укладывается в моё мировоззрение:

С одной стороны «Культура всегда была знаковой составляющей жизни общества вне зависимости от взглядов и векторов развития государства», с другой, уже в следующем абзаце «Еще 20 лет тому назад понятие «культура» очень редко употреблялось в официальных речах» Мне тут слышится противоречие.

«Да что говорить, Министерство культуры России — самое маленькое из всего блока министерств» - неудачный пример недооценнености культуры. Большой размер министерства – эта не та цель, к которой должен стремиться министр.

«Недаром в самые трудные вехи истории именно творческие личности становились деятельными борцами» - согласен, что многие творческие личности тоже внесли свой вклад, но здесь очень уж обобщающая формулировка.

«Отрадно, что спустя столетия художники и музыканты, писатели и историки — творческая элита общества — занимают активную общественную позицию» – непонятно, что делают историки в этом списке. История это наука, а не искусство.

«Также нужно (…) актуализировать эффективность науки в сфере культуры и искусства» - вот это вообще не понял, хотя звучит красиво улыбаюсь

«К руководству цирками пришли новые, активные и известные профессионалы — Запашные, Полунин, Халилова» - как профессиональные артисты первые две фамилии известны, но это не обязательно сочетается с высокими способностями к управлению.

 Т.е., при желании можно найти, к чему придраться, но в целом в интервью озвучены задачи, подведены промежуточные итоги, планируемая политика государства в области культуры вполне ясна и прозрачна

всего слов - 943

В ответ на Пользователь удален

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Евгений Волков -

Огромное спасибо, Николай! Вы начали делать именно то, что и составляет суть работы по принципу мастерской:

  1. выбрали конкретный предмет (в данном случае текст);
  2. применили к нему те навыки мышления и критики, которые уже были в наличии;
  3. предложили развёрнутое пояснение своей позиции (интерпретации);
  4. обратились к описанию навыков КМ, чтобы сопоставить их с наличествующими у себя навыками мышления.

Теперь и у Вас, и у меня как тренера есть осязаемый материал для обсуждения, объяснения, переосмысления и переделывания.

Я пока не буду указывать на ошибки или другие проблемы, но обращу Ваше внимание на следующие КМ-стратегии:

  1. Проявление и совершенствование понимания эгоцентричности или социоцентричности (S-02 — аффективная характеристика)
  2. Разработка и развитие собственного подхода (к миру): конструирование или исследование верований, аргументов или теорий (S-12 — когнитивная макроспособность)
  3. Прояснение проблем, умозаключений или верований (S-13 — когнитивная макроспособность)
  4. Прояснение и анализ значений слов или фраз (S-14 — когнитивная макроспособность)
  5. Анализ или оценка аргументов, интерпретаций, верований или теорий (S-18 — когнитивная макроспособность)
  6. Критическое чтение: Прояснение или критика текстов (S-21 — когнитивная макроспособность)
  7. Практикование сократической дискуссии: Прояснение и выспрашивание верований, теорий или подходов (S-24 — когнитивная макроспособность)
  8. Сравнивание и сопоставление идеалов с реальной практикой (S-27 — когнитивный микронавык)
  9. Проверка или оценивание допущений (S-30 — когнитивный микронавык)
  10. Распознавание противоречий (S-34 — когнитивный микронавык)
  11. Анализ посылок и следствий (S-35 — когнитивный микронавык).

И есть ещё такие вещи, как метаконтекст и ситуационный анализ.

всего слов - 208

В ответ на Евгений Волков

Re: Критический анализ текста на примере разбора интервью В. Мединского

от Пользователь удален -

Евгений, спасибо за ссылки на стратегии! Возьму паузу на изучение материала, потом вернусь к обсуждению.

всего слов - 15