Неведение и сознание

Неведение и сознание

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

 

 
Друзья, у нас отличные новости! В Москву по приглашению нашего Центра едет один из самых влиятельных современных философов Дэниел Столяр. Предварительно на 23 сентября намечена его лекция "Эпистемический подход к проблеме сознание-тело". Через несколько дней мы дадим более конкретную информацию, где пройдет лекция и как на нее можно будет попасть.

Столяр является директором Центра сознания Австралиӣского национального университета, его работы занимают значимое место в современноӣ философии сознания, метафизике, философии восприятия, метаэтике, философии языка и метафилософии. Им опубликованы книги:

1. Философскиӣ прогресс. В защиту обоснованного оптимизма.
2. Неведение и воображение: эпистемические истоки проблемы сознания.
3. Физикализм.
4. Интроспекция и сознание.

Столяр является учеником одного из самых выдающихся аналитических философов 20 века Дэвида Армстронга. Больше всего он известен своим эпистемическим подходом к решению проблемы сознание-тело и оптимистическоӣ позициеӣ в отношении прогресса в философии. Он считает, что основные подходы к решению проблемы сознание-тело неубедительны. Главное место здесь занимает гипотеза неведения, что нам неведомы некоторые не-экспериенциальные (проще говоря, несознательные) или физические факты, которые релевантны для сознания. Если эта гипотеза истинна, то главные антиматериалистические аргументы в философии сознания оказываются по меньшеӣ мере неубедительными. А именно с этими аргументами связано существование самоӣ философскоӣ загадки сознания. Они основываются на представимости или воображении и неявном допущении всеведения. Но если показать, что представимость определённых сценариев связана с неведеньем, то основанные на них аргументы мгновенно теряют свою силу. Другими словами, на взгляд философа, проблема сознание-тело является эпистемическоӣ, а не концептуальной. При этом Столяр не разделяет познавательныӣ пессимизм Макгина, наоборот, признание собственного неведения открывает дорогу к решению и правильному пониманию проблемы сознание-тело. В отношении прогресса философии Столяр занимает позицию близкую к идеям Тимоти Уильямсона, что особого или исключительного статуса в этом плане у философии нет. И если посмотреть на отдельные темы в философии, то мы, несомненно, увидим признаки прогресса.

294 words