Бессмысленная дискуссия об обучении критическому мышлению — ибо плохо выстроена инженерно

Бессмысленная дискуссия об обучении критическому мышлению — ибо плохо выстроена инженерно

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Плохо выстроенная дискуссия о плохо выстроенных процессах. Специалист по обучению инженерии не умеет применять профессиональный инженерный подход ни к формулированию проблемы (соответственно, и к её пониманию), ни к организации её обсуждения, демонстрируя этим проблему переноса умений из одной сферы в другую. Люди обсуждают проблемы обучения критическому мышлению, не демонстрируя (многие) владения им или хотя бы чёткого представления об оном и его основных профессиональных моделях. Если бы дискуссия была на другую тему, то и претензий не стоило бы предъявлять, но на фоне заявленной темы результат выглядит забавно.

Текст ни о чём, точнее, об очевидных банальностях: люди могут расплывчато концептуализировать и плохо технологизировать целевые процессы. Я, например, знаю очень чёткую концепцию критического мышления, прекрасно и эффективно технологизированную в обучающий процесс, а автор её не знает. И пишет о своём незнании.

Из комментариев. очень точно и здраво.

Сам должен был написать этот текст, но меня опередили  

"Бесполезно пытаться научить кого-то "критическому мышлению", "общению", "жизни в условиях <какой-нибудь бредятины>", и тому подобным обобщённым благоглупостям, специально придумывая для этого курсы, вещая ученикам какие-то формулировки или всучивая им какие-то, по чьему-то мнению подходящие примеры, разжёвывая и "анализируя" их. Ребёнок не имеет опыта, который бы дал ему возможность правильно оценить и усвоить что-либо из этого даже в той маловероятной ситуации, в которой окажется, что всё, что ему подсунуто не является просто изложением мнений, предрассудков и страхов того, кто составлял эти курсы.

Для того, чтобы научиться чему-либо столь обобщённому, необходимо, чтобы процесс обобщения произошёл не в голове учителя или автора учебника, а в голове самого ребёнка. Нужен опыт восприятия, и деятельности -- мыслительной и материальной, общения -- со сверстниками и с обществом, представителями которого являются в первую очередь учитель и родители, поддержка и направление всей этой деятельности, условия, в которых хочется изучать, думать, действовать и общаться.

Иначе говоря, нужна пища для ума, поле деятельности, коллектив и направление всего этого в конструктивное русло со стороны имеющих авторитет взрослых.

Причём в качестве пищи для ума в различных ситуациях вполне могут подойти курсы геометрии, физики, химии, устройства автомобиля или истории литературы -- даже тем, кому непосредственно информация из этих курсов никогда не будет полезна. Сам процесс восприятия, осознания, рассуждений, применения знаний даже в ограниченных условиях ценен. Создание общей темы для обсуждений, и, тем более, деятельности, позволяет воспользоваться не столько знаниями, сколько обстановкой, созданной их присутствием в голове ученика и среде вокруг него.

А вот какие-нибудь проповеди об обязательности каких-то норм поведения или мышления, созданных для заглаживания последствий неизвестных и никогда не объясняемых исторических процессов и событий, разглагольствования о том, как жить в обществе, в котором, судя по описанию, все, кроме ребёнка, поражены каким-то ужасающим реальным или воображаемым пороком, стенания на политические темы, благоговейные провозглашения фальшивых примеров для подражания -- никогда этого не сделают.

В лучшем случае будут восприняты наборы рецептов, которые окажутся неприменимыми к реальным ситуациям за пределами обсуждения кучкой единомышленников. Реального опыта так и не появится, он будет заменён опытом переваривания интеллектуального плацебо. Возможно, он сможет помочь обдумывать, обсуждать и применять что-либо более содержательное, но время будет упущено, и способность найти источники этой пищи для ума может так и не появиться.

В худшем обобщение произойдёт, но из него будет следовать только то, что необходимо поддакивать потоку непонятного бреда и придумывать способы выщипывания из него непонятных умопостроений, которые можно вывернуть в свою пользу. Нет, я, конечно, понимаю, что и цинизм, выработанный на основании личного опыта, представляет ценность. Но цинизм немногого стоит, если его выражение и применение не требует никакой интеллектуальной смелости, не наталкивается ни на какое сопротивление среды в обществе и в сознании самого человека, а напротив, происходит под радостное гоготание сверстников и взрослых, не имеющих ничего за душой, кроме такого же цинизма. Это даже не плацебо, это пустышка"
Via Alex Beli

Комментарии
 
  • Евгений Миронов
    Евгений Миронов причём пишет это человек, у которого, судя по некоторым ранее написанным комментам, абсолютно чёрно-белая картинка мира без возможности изменений sad
     
     
     
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Текст ни о чём, точнее, об очевидных банальностях: люди могут расплывчато концептуализировать и плохо технологизировать целевые процессы. Я, например, знаю очень чёткую концепцию критического мышления, прекрасно и эффективно технологизированную в обучающий процесс, а автор её не знает. И пишет о своём незнании.
    • Анатолий Шперх
      Анатолий Шперх Я знаю, о чем вы говорите. Но никакое внешнее знание не даст того, что дает личный опыт. Более того, внешнее знание может прекрасно оставаться выключенным ровно в тот момент, когда оно больше всего необходимо. 
      Не буду сейчас приводить пример из КМ, н
      о, я, каждый день сталкиваюсь с тем, что дети, прекрасно знающие математику (геометрию) в упор не видят этой самой геометрии в рычгах механизмов, как только мы начинаем говорить о чем-то более сложном, чем два треугольника. нужен триггер, чтобы запустить это знание. И триггер этот едва ли не важнее всего корпуса абстрактных знаний. Потому что знания можно выучить on demand.
      А без триггера это самое on bemand никогда не наступит.
       
    • Надежда Братчикова
      Надежда Братчикова Анатолий Шперх Потому что геометрию они знают абстрактно, минуя нагладно-действенное и -образное мышление.
       
    • Евгений Волков
      Евгений Волков Анатолий Шперх, не уверен, что Вы знаете о чем я говорю. Я говорю о технологии, где встроен и процесс личного опыта, и многое другое.
    • Виталий Лебедев
      Виталий Лебедев Анатолий, заученное не есть знание. (Имхо, знание вообще не бывает внешним, ну разве что в варианте «он знает, а я нет».) А для получения знаний конечно нужен личный опыт (кому-то только «через руки», кому-то интеллектуальный, большинству же нужно и то и другое).
       
    • Александр Турханов
      Александр Турханов Анатолий Шперх у взрослых то же самое. Квинтэссенция этой мысли была у одного инвестиционного аналитика, с которого я собирал требования.
      "Какие денежные потоки, какая ставка дисконтирования. Сразу видно, что ты инвестанализ знаешь только по книжкам". Теория даже в объеме высшего образования и с опорой на несколько лет работы по специальности не применяется к действительности. IRR, NPV и все прочее остаются в области фантастики. Подводить реальность под абстракции это на самом деле очень сложный навык.
       
     

1082 words

In reply to Евгений Волков

Re: Бессмысленная дискуссия об обучении критическому мышлению — ибо плохо выстроена инженерно

by Евгений Волков -

 

  • Виталий Лебедев
    Виталий Лебедев Советское физико-математическое образование? smile
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
     
     
  • Виталий Лебедев
    Виталий Лебедев Автор всё верно пишет про условия (правда, зачем-то акцентируя внимание на учителя, а не на всех средовых условиях), а потом сужает в своей импликации вывод до одного из частных случаев, категорически отвергая другой частный случай. 

    Короче, я бы рекомендовал ему посмотреть что такое TOK.
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
     
     
  • Вячеслав Лебсак
    Вячеслав Лебсак Но есть универсальные навыки, которые помогают закреплять в памяти накапливающийся жизненный опыт, например, рефлексия.. например, я бакалавров спрашиваю, почему кочевые народы что видят, про то и поют. Или зачем в незнакомых местах обязательно оглядываться назад.. Должен выработаться Образ места или явления, т.е. должна сработать чувственная память. Сны - это и есть чувственная память.
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
  • Роман Соловьёв
    Роман Соловьёв Странный текст. Кажется, сперва автор говорит, что научить чему то невозможно (видимо, нечего и пытаться), а потом очень разумно рассказывает как надо этому всему учить. Слегка банальные мысли, на мой вкус, но от этого нисколько не хуже. smile
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
  • Вадим Полюга
    Вадим Полюга Виталий Лебедев выше уже сказал. Посылки понятные , вывод слабый. Банально: "никакая вещь ни хороша ни плоха сама по себе, но всякая - смотря по обстоятельствам". Ну а чуть больше сложное обобщение: обучение - это многомерное преобразование с учётом личных особенностей ученика , социального контекста и предметной специфики. Но так думать сложно, поэтому многие сваливаются в "специалиста" Кузьмы Пруткова.
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
  • Дмитрий Овсяницкий
    Дмитрий Овсяницкий "Для того, чтобы научиться чему-либо столь обобщённому, необходимо, чтобы процесс обобщения произошёл не в голове учителя или автора учебника, а в голове самого ребёнка. Нужен опыт восприятия, и деятельности -- мыслительной и материальной" - век живи, век учись. smile
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
  • Алексей Долматов
    Алексей Долматов А я вот до сих пор помню, как классе то ли в первом, то ли во втором, мой дед, профессор-доктор, чтоб жизнь мёдом не казалась, подкинул мне задачку, в которой начальные условия ненавязчиво противоречили друг другу. Взрыв восьмилетнего мозга был таким, что взрывная волна три раза обошла вокруг землю, а местами аукается до сих пор...
    Возможно, переборщил, поскольку взошедшее на месте взрыва критическое мышление классу к восьмому уже многим (что характерно - больше учителям, чем родителям) было поперёк горла...
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
  • Алексей Долматов
    Алексей Долматов А если серьёзно, то у взрослого человека вырастить критическое мышление практически невозможно. С этой точки зрения, массовое окучивание населения пионерией и комсомолом в школе было внедрено, как кажется, достаточно соответственно задаче подавления критического мышления - именно в том возрасте, когда оно должно прорастать.
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
     
     
  • Alexander Obraz
    Alexander Obraz А теперь просто замените Критическое Мышление в статье и подставьте математику например)
    И что ж теперь делать то?
    Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
    • Alex Belits
      Alex Belits Как что? Кривляться, конечно. Математика не является навыком, навыком может быть её применение и развитие, но оба они невозможны без совершенно конкретного знания, заключённого в курсах математики.
      Скройте комментарий или пожалуйтесь на него
     
     
  • Евгений Волков
    Евгений Волков Плохо выстроенная дискуссия о плохо выстроенных процессах. Специалист по обучению инженерии не умеет применять профессиональный инженерный подход ни к формулированию проблемы (соответственно, и к её пониманию), ни к организации её обсуждения, демонстрируя этим проблему переноса умений из одной сферы в другую. Люди обсуждают проблемы обучения критическому мышлению, не демонстрируя (многие) владения им или хотя бы чёткого представления об оном и его основных профессиональных моделях. Если бы дискуссия была на другую тему, то и претензий не стоило бы предъявлять, но на фоне заявленной темы результат выглядит забавно.
    Редактировать или удалить это

920 words