Критическое мышление: проблемы преподавания — 2

Критическое мышление: проблемы преподавания — 2

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Критическое мышление: проблемы преподавания — 2

https://phil.hse.ru/lfk/news/229537907.html

15 декабря в НИУ ВШЭ прошел методический семинар, посвященный формам и методам развития и проверки навыков критического мышления

 

Данный методический семинар стал продолжением конфренции в антикафе "Кочерга" в июле 2018

Евгений Волков (ННГУ им Н.И. Лобачевского) выступил с мастер-классом "Онтологическое основание критического мышления: опыт базового онтологического тренинга". Автором был описан нестандартный подход к тренерскому курсу по критическому мышлению, суть которого - в развитии навыков рефлексии над собственными картинами реальности ("онтологиями" в техническом смысле), а также умении осознанно управлять процессами, связанными с формированием, оценкой и трансформацией этих картин. Данный курс является частью более масштабного проекта КОРНИ (Критика-Основания-Рациональность-Наука-Инженерия), разрабатываемого докладчиком уже несколько лет.

Несмотря на то, что описанный курс является в высшей степени авторским и пока трудно представить, как его можно было бы тиражировать, в целом он выглядит интересной альтернативой имеющимся подходам. В частности, он позволяет совместить две "парадигмы" критического мышления, выделяемые Марком Бэттресби и Шэрон Бэйлин в книге Inquiry: A New Paradigm for Critical Thinking (а именно, "защитную" и "исследовательскую").


В последовавшей дискуссии участники обсудили сильные и слабые стороны существующих подходов к (1) определению критического мышления, (2) преподаванию критического мышления. 

В рамках второго вопроса были рассмотрены дихотомии: (i) психологическое vs онтологическое в КМ, (ii) универсальное vs доменно-специфическое, (iii) формализованное vs неформальное (в т.ч. неформализуемое) в преподавании КМ.

Должен ли курс критического мышления в ВУЗе строиться как универсальная пропедевтика, закладывающая базовые универсальные знания и навыки? Если да, то в чем заключается их "базовость" - совпадает ли она с теоретической фундаментальностью, когнитивной фундаментальностью или деятельностной первичностью? Следует ли рассматривать интеграцию КМ с другими курсами сквозь призму отношения "общее-частное", или скорее как систему отношений "переноса" частных, доменно-специфических знаний и навыков, на другие области?

285 words

In reply to Евгений Волков

Критическое мышление: проблемы преподавания — 1

by Евгений Волков -

Критическое мышление: проблемы преподавания

https://phil.hse.ru/lfk/news/221062140.html

1 июля в антикафе "Кочерга" прошла конференция по преподаванию критического мышления с участием специалистов из ВШЭ, РАНХиГС и нескольких независимых образовательных площадок

 

В Вышке, РАНХиГС и СПбГУ преподают критическое мышление отдельным курсом, в Кочерге учат прикладной рациональности уже почти три года, разные мастерские мышления работают уже много лет, настала пора обменяться опытом и обсудить насущные проблемы: как формируются и проверяются установки (attitudes) критического мышления. 

Что меняется в отношении человека к информации, к принятию решений, к аргументам после курса КМ? Как можно это измерить (и можно ли)? Как быть с фундаментальностью этой части образования? Какие форматы обучения лучше всего подходят? Участники конференции поделились своими подходами, методами и ценностными ориентирами. 

На конференции было много интересных людей, по-настоящему увлеченных своим делом. Виктор и Юлия Горбатовы поделились опытом того, как можно выделять формируемые навыки критического мышления и измерять их на входе и выходе. Гуру движения Евгений Волков очертил свое видение стоящей за критическим мышлением онтологики. Тарас Пащенко представил разработанную им новаторскую программу по КМ для учеников 7-8 классов в Школе «Летово»Константин Кокарев и Денис Греков поделились своими подходами к преподаванию КМ в РАНХиГС. Очень впечатляет опыт внеакадемических курсов и сообществ: КочергаLessWrong MoscowШкола критического мышления

Отдельное спасибо Пион МедведевойВячеславу Матюхину и Михаилу Флейтману за организацию этого вдохновляющего мероприятия! Отличная атмосфера, много новых знакомств, которые, надеемся, перерастут в продуктивное сотрудничество.

265 words