Развитие критического мышления против фактчекинга от Google

Развитие критического мышления против фактчекинга от Google

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Развитие критического мышления против фактчекинга от Google

Почему умение правильно гуглить — важный навык
https://mel.fm/blog/liberal-arts/50841-razvitiye-kriticheskogo-myshleniya-protiv-faktchekinga-ot-google
Время чтения: 3 мин

В апреле 2017 года в Google объявили о возможности фактчекинга новостей. Система маркирования достоверных материалов меткой FactCheck доступна во всех национальных новостных сервисах уже сейчас, а скоро распространится и на результаты поиска. Старший преподаватель Liberal Arts ИОН РАНХиГС Константин Кокарев рассказывает о влиянии фактчекинга Google на современного школьника и студента.

Хоть новость и касается всех пользователей сети, обсуждалась она разве что в гик-сообществе. А ведь фактчекинг Google бросает серьёзный вызов и современному образованию: как школьному, так и университетскому. Google уже компенсирует отсутствие некоторых навыков, которые не всегда даёт школа или вуз. Например, современному школьнику не так важно знать назубок даты правления всех Тюдоров: долгосрочная память делегируется компьютерным системам. Корпорация идёт дальше, и новый шаг — некий контроль информации, которую мы получаем. Это похоже на алгоритмы соцсетей, вызывающие у одних жуткую злость: ведь сервисы сами решают, что нам интересно. Другие с этим смирились, третьи рады удобной фильтрации.

Если социальные сети определяют восприятие, то новости и выдача поисковиков влияют на картину мира

Конечно, и то, и другое значимо для школьника в наш цифровой век, но новость про кота приятеля и, пофантазируем, отмену ЕГЭ имеют разную информационную ценность. Когда мы систематически недополучаем данные о чём-либо, меняется общее представление о мире, оценки, надежды. Внедрение автоматизированного фактчекинга в работу крупнейшего поисковика — дело нешуточное, ведь у компьютерных алгоритмов появляется власть определять границы нашего понимания реальности.

Есть и хорошие новости: новая система будет приносить реальную пользу в отсеивании недостоверных фактов. Мы всё меньше склонны верить СМИ, при этом всё больше от них зависим. Фактчекинг доверит роботам разбираться, кто же всё-таки прав, а кто в статье наврал, что позволит вернуть это доверие и найти гармонию в информационном потреблении. Но чтобы система выдачи Google не навредила, а наоборот, необходима «гигиена ума» читателя новостей — качественное образование. Для школьника — это умение и необходимость задавать эффективные вопросы.

Высшее образование — ещё один шаг к развитию способности отделять мух от котлет. Оно должно не только подготовить человека к самостоятельной жизни (с этим успешно справляется уже среднее), но и сделать его достаточно умным, внимательным, творческим. Для этого нужно будет работать с различной информацией, развивать навык аргументирования, объективно оценивать противоречия.

Какие бы цели ни ставили перед современными школьниками и студентами учебные планы, на работе им придётся иметь дело с большим объемом информации.

Где-то гуглить немного учат на информатике, где-то критическому мышлению на философии, но знания, полученные в ходе единичных курсов, фрагментарны

Воспринимать информацию аналитически учат программы ЮНЕСКО, международные и российские конференции, различные курсы — правда, преимущественно на английском. Однако первокурсники чаще всего выглядят совершенно беспомощными.

Например, даём задание: найти ответ на какой-то довольно простой вопрос. Далее дивимся списку источников, на которых вчерашний школьник основывает свои суждения. Это может быть всё, что угодно, например «в интернете прочитал», что бы это ни значило. Некоторые вспомнят здесь «теорию поколений» и «клиповое сознание». Проблема же в том, что большинство первокурсников никогда сами не искали никакой информации без помощи в этом более опытного «искателя», за исключением каких-нибудь товаров. Навыки, полученные при изучении покупок, так и остаются в рамках потребительского поведения, если они не отрефлексированы. Кстати, некоторые школьники и студенты отличаются «умным цинизмом», когда всё в принципе вызывает недоверие. «Крайняя критическая» позиция может только навредить «активной жизненной».

Такое глобальное неумение гуглить и проверять достоверность данных определяется школьной задачей № 1: дать подрастающему поколению минимальный набор знаний и навыков, которые нужны для жизни в обществе

Где-то в такие навыки входят азы чтения и письма, где-то — несколько языков и программирование. Но в любом случае это набор текстов и фактов, овладение которыми обязательно. Именно поэтому есть учебники, методические пособия, единые государственные экзамены. Университет работает в более открытом мире: четкого набора текстов нет, подходы у всех разнятся. Это может выглядеть как утомительная многоголосица, особенно для тех, кто уверен в абсолютной верности своей позиции. Но именно эта многоголосица и даёт возможность обрести свой собственный голос, сформулировать личную позицию, начать экспериментировать и в итоге получить такое знание, которое будет новым и обогатит всех.

А что если в школе или университете не стоит задачи развития критических навыков? Тогда на помощь приходит Google, который сам подскажет, какая информация проверена, а какая нет. Однако если критическое мышление развито недостаточно, оценить процедуру проверки фактов будет практически невозможно. Не потому, что это сложно, а потому, что в голову не придёт.

К комментариям

712 words