Разрыв между общественным мнением и научной картиной мира, или Как массово внедрять критическое мышление

Разрыв между общественным мнением и научной картиной мира, или Как массово внедрять критическое мышление

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Разрыв между общественным мнением и научной картиной мира

Разрыв между общественным мнением и научной картиной мира By fleytman in Без рубрики 17.08.2017 0 Comment Существует разрыв между общественным мнением и научной картиной мира. Вполне ожидаемой реакцией научного сообщества будет популяризация науки и развенчание мифов, но есть проблема, это не всегда...
FLEYTMAN.RU

Комментарии

Михаил Флейтман
Михаил Флейтман Также запостил это на пикабу. Привёл свой пример, что такое приближение к истине https://pikabu.ru/.../razryiv_mezhdu_obshchestvennyim...
Евгений, можете прокомментировать, насколько корректно моё сравнение и объяснение в целом?
Евгений Волков
Евгений Волков Михаил Флейтман (Mihail Fleytman), у меня есть кое-какие соображения по этой теме, я чуть позже ими поделюсь.
Евгений Волков
Евгений Волков На пикабу я тоже сделал ссылку.
Евгений Волков
Евгений Волков Насколько — в данном случае вместе пишется, это наречие.

Евгений Волков
Евгений Волков Вопрос про сравнение я не понял: сравнение чего с чем? Если это про приведённую таблицу, то разрыв между верованиями (представлениями) профессионалов и дилетантов существует и будет существовать в любой области знания и деятельности.

Евгений Волков
Евгений Волков Это сравнение вполне корректное, поскольку иного способа продуктивного приближения к реальности не существует.
Управление
Евгений Волков
Евгений Волков Если же мы считаем, что необходимо максимальное согласование некоторых базовых верований в отношении картины мира, то указание на недостаток мотивации на такое согласование со стороны вненаучной публики и даже немалой части студентов и учащихся в целом тоже верно, хотя сам концепт мотивации я считаю неудачным, расплывчатым и неработающим. Никакая популяризация, даже самая изощрённая и массовая, с этой задачей не справится, и курс КМ, даже гениальный, тоже не выкует когорту безупречно верующих в науку.

Евгений Волков
Евгений Волков Ещё в глухие времена совкового застоя вышел перевод западной книжки с интересным названием «Социодинамика культуры», в которой была предпринята попытка описать механику культуры.Популяризаторам науки стоит внимательно почитать труды социологов, культурологов и социальных психологов, в которых уже давно и подробно описаны механизмы формирования, поддержания, передачи и трансформации верований больших масс людей. Без соответствующих изменений в социальных институтах задача онаучивания населения неразрешима.

Евгений Волков
Евгений Волков В качестве примера социоинженерной трансформации верований и поведения людей можно привести пример тех же США, где всё более массовым и неизбежным требованием работодателей к работникам становится тестирование на уровень критического мышления. Такой инструмент посильнее «Фауста» Гёте  Если тесты КМ станут обязательной частью ЕГЭ и любого конкурса на рабочее место, то популялизаторы науки станут весьма затребованными.

Евгений Волков

Евгений Волков Надо не столько народ на лекции заманивать, сколько внедрять критическое мышление там, где этот народ можно массово получить тёпленьким для инъекций Американские педагоги уже несколько десятилетий назад придумали ремоделирование под КМ обычной программы средней школы и колледжей. Стандартные учебные материалы стандартных школьных и вузовских дисциплин корректируются так, чтобы буквально каждый шаг в них был бы и шагом в научении критическому мышлению. Я ровно это сейчас делаю со всеми своими курсами, которые веду в университете. Это не снимает необходимость отдельных курсов КМ, а делает такие курсы более плодотворными и эффективными. В таком ключе можно придумать много ещё подобных социоинженерных ходов по массовому внедрению КМ в жизнь и сознание сограждан.

Евгений Волков Популяризаторы науки и миссионеры критического мышления сами должны хорошенько подучиться и принять как жёсткую данность ряд научных данных об особенностях функционирования homo sapiens sapiens. Во-первых, люди как социальные существа плохо приспособлены к изолированно-индивидуальному восприятию и выстраиванию себя и своего сознания. Во-вторых, люди как социальные существа нуждаются в огромном количестве разного рода внешних подпорок и подпиток, чтобы вести себя и мыслить определённым образом (гений А. Макаренко заключался в отчётливом понимании этих механизмов). В-третьих, как следствие первых двух пунктов, люди как социальные существа плохо приспособлены к индивидуальной самотренировке, но хорошо приспособлены к разным социальным формам дрессировки. В-четвёртых, всё системно и выстроено вполне определённым образом, т.е., например, то же КМ плохо вписывается в уже налаженные функционирующие инерционные системы и требует выстраивания новых систем под себя, т.е. требуется выстраивать многое помимо КМ самого по себе.

Нравится · Ответить · Только что

Михаил Флейтман
Михаил Флейтман Тут ещё человек не плохой вопрос задал https://pikabu.ru/.../razryiv_mezhdu_obshchestvennyim...
Я ответил, но возможно сможете дать более хороший ответ

Евгений Волков
Евгений Волков Вопрос совсем нехороший, поскольку ни на каком Западе не учат всех поголовно критическому мышлению. Вы правильно указали на ряд уточнений к этому вопросу, к которым можно ещё добавить десять раз по столько же. Мы вообще не располагаем огромным количеством необходимых данных, чтобы вести сколько-нибудь плодотворную дискуссию на заявленную тему и оценивать процессы роста или деградации критического мышления в США или где-то ещё.

Евгений Волков
Евгений Волков Подобные открытые беспорядочные и сверхбестолковые обсуждения действительно серьёзных проблем я для себя давно считаю бессмысленной тратой времени и сил. Тут недавно был пост (я делал перепост) про опыт введения входных тестов для участия в таких сетевых обсуждениях, чтобы уменьшать в них количество бесполезных участников и обеспечивать хотя бы минимальный уровень компетентности. Я совсем не против, чтобы существовали такие площадки, где комментарии могли бы оставлять все желающие, но сильно печалюсь, когда обнаруживаю, как ничтожно мало попыток создать площадки для продуктивной компетентной работы и соответствующих дискуссий, нацеленных на конкретный результат, а не просто на словопрения.
 
Михаил Флейтман
Михаил Флейтман Евгений Волков при этом вопрос важный. Когда рассказываешь, что на западе преподают критическое мышление у людей возникает вопрос почему людей верящих в мифы про ГМО или прививки в процентном соотношение почти столько же.
Думаю вопрос не плох для отпра
вной точки исследования этого вопроса, а под собой он подразумевает такие вопросы:
1) Есть ли разница в уровне заблуждений среди прошедших курс КМ и не прошедших?
1.1) Влияет ли продолжительность изучения КМ на это?
1.2) Влияет ли уровень КМ на это?
2) Помогает ли КМ менять старые заблуждения или только не позволяет копиться новым
3) Какой процент взрослых американцев изучал КМ
Управление
Михаил Флейтман
Михаил Флейтман Евгений Волков не считаю бессмысленным для себя, ибо:
1) Показывает какие заблуждения есть у людей, почему они считают так или иначе
2) Иногда всё-таки бывают вопросы которые требуют поднапрячь извилины для ответа. Более того, попытка что-то объяснить ч
еловеку плохо понимающему, помогает самому лучше понять тему

Насчёт площадок для продуктивной работы - это не к пикабу конечно же. Думаю более плодотворно можно было бы беседовать, если бы я кинул ссылку на статью в Комиссия по борьбе с лженаукой

Насчёт площадки, сейчас тестируем чат https://chat.critical.su/ для того чтобы привлекать туда людей интересующихся критическим мышлением, и я постараюсь создать там атмосферу осмысленного обсуждения(и работы) наравне с тем, как происходит в чате лессронг
 
 
CHAT.CRITICAL.SU
 

Евгений Волков Михаил Флейтман Наподразумевать можно что угодно в отношении чего угодно, но это может не иметь никакого отношения к оригинальной постановке вопроса другим человеком. Есть подразумеваемое человеком, но никак явно (объектифицировано) не сформулированное, а есть то, что достаточно обосновываемо может подразумеваться в вербальном высказывании, и тогда можно на это подразумеваемое или логически и ситуативно (контекстуально) следующее аргументированно указать. Вполне возможно, что в данном случае Вы эту работу проделали верно, но согласится ли с ней автор обсуждаемого вопроса?
Управление
Евгений Волков
Евгений Волков Я задал в Google фильтр на критическое мышление, и мне теперь ежедневно приходит утром сообщение о появившихся новых текстах с этим ключевым концептом на русском и английском языках. Сегодня я таким образом выловил следующий образец общественного мнения о КМ: 
Рижанин
1 день назад
До тех пор пока наши "специалиты" будут бездумно копировать успешно провалившиеся концепции - типа образовательной концепции "критическое мышление", до этих пор Латвия будет научными, технологическими и даже культурными задворками развитого мира.
Более того отставание закладывается на десятилетия вперёд - ровно на то время пока искалеченные в школе дети на своём горьком опыте разберутся с той ахинеей, что им вбивали в голову в школе.

Проблема в том, что изначально политизированная концепция образовательного "критического мышления" которая появилась 30-35 лет назад оглупила вот уже 3 поколения учентиков, но не убила ту страну где она появилась потому что там технологию движут иммигранты, пришедвшие из других образовательных систем.
У нас же массового притока образованных иммигрантов не предвидится. (Из комментариев к этому сообщению http://www.mixnews.lv/.../226178_doktor-nauk-nado.../)
Управление
Евгений Волков
Евгений Волков Пойдёт ли этот латыш на популярную лекцию о критическом мышлении, если он уже твёрдо верит, что оно вредно ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА? И да, он никаких вопросов ни себе, ни другим не задаёт, он уже знает ответы... Безумный миф, но он уже имеет, видимо, достаточно широкое хождение, и мы с ним скоро столкнёмся.
Управление
Евгений Волков
Евгений Волков Знать о существовании таких представлений, отслеживать их путём просмотра беспорядочных половых (зачёркнуто) невежественных комментариев и дискуссий и даже оставлять там по паре реплик с полезными ссылками, — это необходимо, спору нет.
Управление
Евгений Волков
Евгений Волков Основное же внимание и основные усилия стоит обратить на создание мощной и тщательно сконструированной и изготовленной инфраструктуры критического мышления, настроенной на индустриальное производство самого критического мышления и его продуктов, на производство массовой культуры критического мышления. Массовое сознание наполняется и направляется массовым производством и массовыми технологиями и продуктами. Создадим фабрики КМ и сделаем их продукцию суперуспешной — разрыв между общественным мнением и позицией учёных будет стремиться к мизерным значениям. Фонд критического мышления как раз и ставит такую цель — формирование критического общества. А для работы с обществом требуются и инструменты соответствующей мощности и масштабов.

1623 words