МЫСЛЕЗНАНИЕ (thinknowledge; think + knowledge). Эпистемологическая категория, указывающая на соотношение мышления и знания как двух форм интеллектуальной деятельности и на способы их взаимопревращения.
Обычно наука определяется как накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, как вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных и системных знаний о мире. Основной задачей научной и академической работы считается исследование (research): «тщательное, систематическое, терпеливое изучение и изыскание в какой-либо области знания, предпринятое в целях открытия или установления фактов или принципов» (Webster’s Dictionary). Исследование – важная часть научного труда, но далеко не единственная. При таком подходе упускается роль мышления. Служит ли оно средством приобретения знаний или, напротив, знание представляет лишь одну из ступеней мышления?
«Знать» – значит иметь в уме верное понятие или сведение о каком-то предмете. «Мыслить» – значит совершать в уме действия с понятиями, сочетать их, разъединять, соединять на новом уровне. Мышление – это динамическая работа с теми понятиями, которые статично представлены в форме знания. Мышление не сводится к познанию, но создает такие понятия, которые не соответствуют ничему в действительности; наоборот, действительность может быть постепенно приведена в соответствие с ними. Так возникает все, что человек «от себя» привносит в бытие, преображая его. Мышление содержит в себе ту прибавку к знанию, которая и создает вторую действительность, рукотворный и мыслетворный мир истории и культуры, включая идеи и ценности, науку и технику.
Таким образом, скорее знание можно считать моментом мышления, а не наоборот. Ведь даже естественные науки, хотя они и представляют собой знание о природе, отсутствуют в самой природе: знание не содержится в предметах знания, а прибавляется к ним мышлением. Мышление пользуется знанием, чтобы, верно отражая мир, преображать его. Знание можно определить как адаптивный механизм мышления, способ его выживания в практическом взаимодействии с окружающим миром. Знание – это адаптивный механизм, посредством которого мышление координирует себя со средой, для того чтобы тем вернее ее трансформировать, адаптировать к себе. Все, что мы называем историей и культурой, и есть результат такой адаптации действительности к мышлению. В любом фрагменте искусственной среды, от избушки до небоскреба, от автомобиля до книги, можно увидеть след мышления, систему овеществленных или означенных понятий (*мыслебытие).
С философской точки зрения мышление и знание соотносятся примерно так же, как понятия энергии и массы в физике. Когда мышление останавливается, застывает, обретает инертную массу покоя, оно становится знанием как неким «идеальным телом», отражающим свойства своего объекта, совокупность фактов. Напротив, распредмеченное знание переходит в энергию мысли, которая разрывает устойчивые, «познанные» связи фактов, по-новому сочетает понятия, которые ничему не соответствуют вне мышления, но которые могут найти себе последующее воплощение в искусстве, практике, технике и тем самым раздвинуть границы самой действительности. По словам А. Эйнштейна, «только смелое размышление, а не накопление фактов может вести нас вперед» [119].
Знание – это овеществленное, прошлое мышление, так же как фабрики, станки и другие средства производства есть прошлый труд. Всегда существует опасность, что в научно-образовательных, академических учреждениях, профессионально занятых выработкой и распространением знаний, запас прошлой мысли начнет преобладать над энергией живого, «незнающего», творящего мышления. Ограничивать научную или академическую деятельность сферой исследования, то есть накопления и умножения знаний, – значит упускать то целое, частью которого является знание. Правильнее было бы определить задачу научных и академических учреждений не как исследование, а как мыслезнание, интеллектуальную деятельность в форме познания и мышления, то есть (1) установление наличных фактов и принципов и (2) производство новых понятий и идей, которые могут определять развитие цивилизации. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление – трансформация этих связей, создание новых смыслов и представлений, которые в свою очередь могут быть претворены в предметы или свойства окружающего мира.
*Конструкционизм, Концептивизм, Модальные чувства и действия, Мыслебытие, Мыследействие, Ноофикация, Нооценоз, Проективность, Смысл, Трансформация, Умножение сущностей
Знак. С. 33–51.
Transformative. Р. 193–203.
https://www.e-reading.club/chapter.php/1052218/114/Epshteyn_-_Proektivnyy_slovar_gumanitarnyh_nauk.html
Shane Fredericks I think it is a great idea to teach CT as its own class, I think it would remove some of the mystery behind the concepts in CT that are currently prevalent. As a class it should solidify or spark an understanding at an early age that Critical thinking is an actual ‘thing’ which can be used throughout one’s life interactions. It may even assist children once they are experiencing teenage life and some of its pitfalls. A smarter kid is usually what is hoped for by most.Show less
Jim King Schools need to involve students in their own learning so they teach themselves.
Basima Zaroor It will be great idea if CT be the main method from KG classes , students will learn how to use their thinking skills instead of be as a bowl full of bank information,The skills will assist him to look for the knowledge , using alternatives , solve the problems , from my experience we don't need to change the curriculum , but we need to provide teachers with the skills of CT. , so he can convert the lesson to questions, stimulated students to think and look for the answer. Show less
Gregory Sadler I tend to think it's best to have a standalone CT class, taught by experts in the field, and then to have CT infused throughout the curriculum. Of course, that requires that the experts be willing to do some faculty development work and partnering - but the benefits of having a robust, consistent focus on CT make that very attractive
Chavah Golden Gregory, I am with you on infusing CT throughout the curriculum and developing the faculty. I think that the course should teach kids to THINK... It should include visual thinking, meta-thinking, systems thinking, strategic thinking, and design thinking. I would advise against getting too technical in any of these (except for CT), but being heavy on action learning - through real problem identifying, problem solving, innovating, creating, following through, etc.Show less
Chavah Golden Amazingly, this just showed up on my radar. I think it is brilliant. http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2015/09/the-coddling-of-the-american-mind/399356/
Dr. Vandana Goswami We definitely need to start teaching critical thinking in primary education. However, being an educator working in India, I have a much more fundamental question --- who will teach these skills. I agree totally with Gregory Sadler and Chavah Golden that faculty development is one of the key requirements in incorporating these skills. In countries like India, where a majority of mainstream teachers themselves have no exposure to these skills, expecting them to teach these skills without adequate training is futile. Show less
Michael Fletcher I taught critical thinking to adults for 10 years and that led to many insights. When I began the task the obvious answer was "yes." After many lessons learned, I think that a strongly conditioned "yes" would be the wiser answer. After having taught CT I found that what I had done was actually mild counterproductive to effective thinking. By putting CT into a separate classes we imply it to be some separate and discrete activity when of course it needs to be interwoven with everything we do and think. We did partly solve that problem by present task specific applications, but getting past the assumption that Critical Thinking was a separate activity proved difficult.
Thus the wisest but most difficult course is to incorporate the whole basket of
CT skills into existing classes. That should include all relevant history and theory, followed by application. Show less