Деградирует ли мышление российских школьников?

Деградирует ли мышление российских школьников?

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Александр Морозов

24 февраля 2015 г. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=435330069949950&id=100004188811429&fref=nf

Есть у меня такое тренировочное задание. Дается следующий текст: «Эта весть громко разнеслась по всей России. Не знаю, смерть лютого тирана могла ли бы произвести такую всеобщую радость. А это был человек, который никого не оскорбил обидным словом, который никогда не искал погибели ни единого из многочисленных личных врагов своих, который, мало показываясь, в продолжение многих лет трудился в тишине кабинета своего. Но на кабинет сей смотрели все, как на Пандорин ящик, наполненный бедствиями, готовыми излететь и покрыть собою все наше отечество. Все были уверены, что неоспоримые доказательства в его виновности открыли наконец глаза обманутому государю; только дивились милосердию его и роптали. Как можно было не казнить преступника, государственного изменника, предателя и довольствоваться удалением его из столицы и устранением от дел!.. Сию меру, слишком строгую, если человек был безвинен, торжествовали как первую победу над французами».

Сначала надо определить главного героя отрывка, время события и его общепринятое название. Ну с этим все справляются легко (отставка Сперанского, начало 1812 г.). А дальше надо указать не менее двух возможных причин события. И вот раньше ученики указывали причины довольно легко: масштабное недовольство дворян и чиновников реформами Сперанского, уступчивость Александра I перед угрозой нового дворцового переворота. Некоторые даже про приближающуюся войну вспоминали, и что, дескать, нужна была консолидация общества. А теперь не так - пишут, что причина отставки в том, что Сперанский был государственный изменник и преступник. То есть прямо идут от текста, полностью доверяя ему и не соотнося с контекстом, имеющимися знаниями по истории и пр. Показательно.

10 пользователям это нравится

2 публикаций

Андрей Макаров на что это показывает?

3 ч. · Нравится

Павел Кудюкин 

3 ч. · Нравится

Александр Морозов Ну, по крайней мере, на изменения в мышлении детей. Но вот в какую сторону? Вероятно, на несформированность умения анализировать текст в историческом контексте?

3 ч. · Нравится

Андрей Макаров Значит они опираются на возможности памяти и фантазии. Тогда, это отсутсвие мышления. Мышление - это установление новых связей - по Выгодскому. Мои наблюдения показыват, что методики пеподавания особенно в вузах и особенно на истоических факультетах оиентированы на тренинг памяти в ущерб мышлению. Иногда создается впечатление, что историки вообще не могут мыслить, а только рассказывать истории из своей огромного объема памяти. Я в печали

3 ч. · Отредактировано · Нравится · 3

Людмила Рыбина Не зря Френе считал школьную типографию прививкой от некритичного отношения к печатному тексту. Он считал, что если школьники попробуют своими руками и мозгами создать текст, набрать его, увидят его в газете, они больше не будут говорить: в газете же написано... Они увидят, что печатный текст сделан человеком, а не дан свыше.

3 ч. · Нравится · 3

Андрей Макаров Людмила, я не думаю, что кто-то из школьников считает, что газетный текст свалился с небес. Это не 19 век. и все уже в курсе, что тексты в газету пишут малограмотные люди, которые называтся журналистами

3 ч. · Отредактировано · Нравится · 1

Людмила Рыбина Френе жил в 20-м. А сейчас? С небес - не с небес, но напечатано, значит это так. А уж если из телевизора сказали, то уж это точно!))) Отсюда и Сперанский - государственный преступник и изменник.

2 ч. · Нравится

Андрей Макаров Людмила, вы знаете, что дети практически не смотрят телевизор, а новости не смотрят даже студенты.

2 ч. · Отредактировано · Нравится

Павел Кудюкин Но доверие к прочитанномупри этом - феерическое. Даже у студентов с таким регулярно сталкиваюсь: "Где же Вы такую ерунду нашли? - Почему ерунду? Вот, в Интернете же размещено" (Вариант "в книге написано"). Это при том, что я специально на первых же занятиях рассказываю о разных типах текстов, требующих критического отношения.

2 ч. · Отредактировано · Нравится · 2

Александр Морозов Да-да-да. Я обычно отвечаю сакраментальным "На заборе тоже написано" (((

2 ч. · Нравится · 1

Павел Кудюкин Аналогично.

2 ч. · Нравится

Андрей Макаров Интернет и книги гораздо авторитетнее телевизора и газет

2 ч. · Нравится · 1

Павел Кудюкин Но отношение равно некритичное.

2 ч. · Нравится · 1

Андрей Макаров критичность - это вообще не для детского возраста. Это для попозже, когда уже жизнь пообтрепала надежды на "а вдруг!"

2 ч. · Нравится

Павел Кудюкин Ну в моём-то случае уже не с детьми работаю - студенты всё же. А критическое отношение к текстам (на любых носителях, включая устные тексты) надо воспитывать уже в школе. И обучать "технике" критики. История, кстати, едва ли не самая подходящая для этого дисциплина.

2 ч. · Нравится · 1

Александр Морозов В 80-90-е такого доверия, как представляется, все-таки не было. Мое поколение (в его думающей части) не доверяло ни телевизору, ни печатному слову. Речь идет о начале 80-х. Предваряя неизбежное замечание, скажу, что и западным голосам не особенно доверяли. Считалось, что врут в той или иной мере все, и истину надо искать, сопоставляя.

2 ч. · Нравится

Энвер Абдулаев Саша, я пользуюсь тем же заданием и у меня дети отвечают "как раньше"... Тебе не кажется, что ты пытаешься в данной ситуации из частного случая сделать слишком общие выводы?

1 ч. · Нравится

Александр Морозов Да? Любопытно. Но случай не единичный, иначе я бы на него внимания не обратил. А раньше таких случаев вообще не было.

1 ч. · Отредактировано · Нравится

Александр Морозов Я вообще сейчас пытаюсь написать обзор типичных ошибок в части С, проанализировав более-менее повторяющиеся случаи.

1 ч. · Нравится · 1

Александр Морозов Если у тебя есть какие-мысли, брось в личку.

1 ч. · Нравится · 1

Энвер Абдулаев Странно, у меня пока таких случаев именно с этим заданием не было... Может, ключевое слово "пока"?.. Ок, идея интересная, подумаю...

1 ч. · Нравится · 1

Александр Гулин Плюсую Александру, именно изменник и преступник!!!

1 ч. · Нравится

Энвер Абдулаев Саша, Вы серьезно )))???

1 ч. · Нравится

Ирина Крутова Александр, старшеклассники в массе системно мыслить не могут. У них текст отдельно, контекст отдельно.

59 мин. · Нравится · 1

Сергей Тыновский А вы, тут рассуждающие, вообще в какой школе-то работаете? Тоже мне горе нашли... 

28 мин. · Отредактировано · Не

911 words