КОРНИ: тексты, видео, картинки

Онтолог-концептолог — какой он?

Онтолог-концептолог — какой он?

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

В этом тексте нет концепта «онтология», но я знаю, что Сергей о нём знает. Просто он пока на другом концентрируется, но скоро поймёт, чего ему не хватает ;)

Курс ЯсноМыслия — кто ясно мыслит, тот ясно излагает

Вот уже три года компания Смыслотека работает на рынке, который в России пока находится в стадии формирования — рынке Объясняющего видео. За это время наша команда создала более 800 объясняющих роликов самой разной тематики. Каждый раз в своей деятельности мы сталкиваемся с новыми, ранее не знакомыми областями знаний и каждый раз, вникнув, создаём короткий, ясный и ёмкий объясняющий ролик. Эта деятельность потребовала не просто ясного ума, но также технологий мышления. В этой заметке хочу предложить вам идею учебного курса и если данная идея зайдёт, данный курс будет реализован.

Кому и Зачем данный курс будет интересен

Признаюсь, идея учебного курса по созданию объясняющих роликов в нашей команде обсуждается уже года два. Мы создавали карту курса, смотрели на неё, ужасались объёму, сожалели о разрыве, который будет неизбежен между проинформировать и научить делать.

 

 

В общем, этот курс мы так и не запустили, поскольку не хотели вводить никого в заблуждение, мол как научишься делать объясняющие ролики, станешь супер востребованным специалистом, и к тебе выстроится очередь клиентов. Это, мягко сказать, не так. Да, наша команда в месяц делает порядка 20 роликов, но организация процесса продаж оказалась сложнее самого процесса производства.

Как это часто бывает, озарение приходит внезапно. Возникла гипотеза, что побочный эффект важнее прямого результата, то есть:

ЯсноМыслие, так необходимое для создания объясняющих роликов имеет гораздо больше областей применения, чем сами объяснения

Мы часто слышим благодарность от клиентов типа “спасибо, пока делали ролик, сами разобрались о чём суть нашего продукта/проекта/ценности/и.т.п.”.

Итак, вот идеи, зачем данный курс может быть нужен…

Частным лицам

  • Лучше доносить свои идеи до руководства/коллег/сообществ
  • Быть услышанным и понятым (согласитесь, обидно когда твои идеи приходят с запада и принимаются на ура теми, кто отрицал твои)
  • Быстро вникать в новые контексты, лучше понимать клиентов/партнёров/коллег — стать корпоративным переводчиком, наводящим мосты между разными контекстными островками.
  • Быстро, осознанно, качественно обучаться
  • Лучше решать проблемы (часто проблемы кажутся неразрешимыми из-за недостатка ясности)

Компаниям

  • Обуздать нарастающую сложность, грозящую переродиться в хаос (заполучив людей, способных ясно мыслить и ясно излагать)
  • Повысить слаженность действий сотрудников, команд и подразделений за счёт большей осознанности и в результате увеличить скорость протекания процессов
  • Снизить уровень напряжённости в коллективе, повысить уровень доверия (опять же, за счёт повышения ясности)
  • Перевести работу своего корпоративного университета на новый уровень

Концептолог — какой он?

В ходе своей деятельности мы пытались аутсорсить создание сценариев для роликов, но быстро отказались от данной затеи. Оказалось, копирайтеры и прочие мастера слова работают с текстом на уровне текста и не выходят на уровни смыслов. Со временем у нас сложилась позиция концептолога — человека, который ясно излагает потому, что ясно мыслит.

Сейчас мы можем описать такого человека, поскольку в частном порядке приготовили для себя нескольких концептологов. Вот его ТТХ (тактико-технические характеристики):

  • За частностями видит закономерности (способен «разглядеть лес за деревьями»)
  • Задаёт правильные вопросы (вопрошание нам пришлось технологизировать)
  • Ему всегда что-то не понятно (любознательный, за вопросом в карман не лезет)
  • Различает факты/мнения/гипотезы
  • Внимателен к деталям
  • Понимает себя (ценности, принципы, ограничивающие убеждения, границы безопасности)
  • Понимает механизмы понимания
  • Осознаёт как работают когнитивные искажения
  • Понимает механизмы коммуникации (передачи смыслов)
  • Способен удерживать несколько слабо совместимых друг с другом картин мира не вступая в конфликт с самим собой и оппонентом
  • Работает с различными моделями построения сообщений, знает их сильные и слабые стороны
  • Владеет техниками визуального мышления (визуальный словарь, визуальная грамматика, образное мышление, приёмы визуальной фасилитации)
  • Может организовать деятельность по упаковке смыслов (в своём лице, малой группе, большой группе)

Вот такой получился когнитивный супермэн! Нравится?

Каким видится курс (принципы, ступени, модули)

Я глубоко убеждён, что постичь ЯсноМыслие можно только практикуя его. Не получится отделаться изучением материала. Лишь в деятельности происходит связывание концептов с реальностью. Благо, объясняющий ролик — продукт с контрастными легко опознаваемыми характеристиками — любому человеку сразу понятно, случилось объяснение или нет.

Понимание себя

“Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими”, — Публий Сир
  • Разбираемся с системой координат: ценности, принципы, ограничивающие убеждения (верования — добавил от себя Е.В.)
  • Когнитивные искажения
  • Картина мира

Пока не решил, этот модуль положить в базу, или в продвинутый уровень.

Исследовательское мышление

Когда мы сделали “объясняшки”, я был уверен, что наш продукт вызовет огромный ажиотаж. Я считал, что люди испытывают сложности с тем, чтобы делиться своими идеями и открытиями. Реальность оказалась печальной — большинству нечего предложить друг другу на содержательном уровне. Они готовы обмениваться эмоциями, информацией, но оригинальные идеи есть у единиц. Почему?

Чтобы было чем делиться, в арсенале инструментов должно быть исследовательское мышление. Его рассматриваем через инструменты:

  • Вопрошание (презумпция не знания)
  • Системное мышление (моделирование, схематизация)
  • Критическое мышление (проблематизация)
  • Верификация

Прокаченное исследовательское мышление порождает любознательность (сами решите кто кого порождает). Мы в своей команде постоянно всему удивляемся, делаем открытия и это здорово!

Библиотека моделей (Mindset)

Полезно знать и уметь пользоваться готовыми моделями, поскольку именно модели позволяют нам интерпретировать отдельные факты.

  • Цели и Средства
  • SWOT и PEST анализ
  • Анализ стейкхолдеров
  • Business Model Canvas и Value Proposition Алекса Остервальдера
  • Спиральная динамика
  • Agile (scrun, kanban, lean)
  • Дизайн мышление

и часть мы сами разработали, либо адаптировали под себя:

  • Матрёшка смыслов (четыре уровня контекстов)
  • Модель ценностей и принятие решений
  • Схема шага развития (с таким названием есть схема у методологов, но у нас собственное содержание)
  • Эффект бабочки (связывает стратегию с коммуникацией)
  • Солнце сторителлера (связывает концепцию сообщения с композицией)

Очень хочется запустить процесс порождения новых моделей самими участниками курса.

Визуальное мышление

Как правило, именно визуализация является вишенкой на тортике объяснения. Именно благодаря визуализации возникает целостное восприятие сообщения. Также, визуализация позволяет включить мозг полностью и перестать хромать на левое полушарие. В этом блоке:

  • Визуальный алфавит — не боимся рисовать, изучаем разные виды кодировок
  • Визуальная грамматика — построение композиции, связывающей разные смыслы, схематизация
  • Образное мышление — пробуждаем переводчик с вербального на визуальный, учимся работать с визуальной метафорой
  • Осваиваем Объясняшки — инструмент вербально-визуальной сборки объяснений

Но кроме упаковки результатов, визуализация способствует самому процессу мышления, поскольку визуальные якоря увеличивают количество, удерживаемых в оперативной памяти, объектов. Разберёмся с тем, как эффективно использовать стикеры. Рассмотрим некоторые приёмы визуальной фасилитации.

Деятельность по упаковке смыслов

Когда работаешь на основе заказов с ограниченным бюджетом, главным ресурсом становится время. Важно не просто прийти к результату, но прийти к нему оптимальным путём. В зависимости от настроя заказчика и сложности задачи, мы разработали несколько форматов деятельности:

  • заказчик / исполнитель — когда от клиента получил задание, сам его выполнил и сдал заказчику
  • со-творчество — когда работаешь в тандеме с клиентом и он становится со-участником, со-творцом объяснения
  • фасилитация — когда сам находишься за пределами рабочей группы, или даже нескольких рабочих групп, не вникаешь в содержание, но через рамку формата приводишь группы к значимым результатам

Посмотрел я заявленный материал и даже страшновато стало, насколько он объёмен. Возможно, придётся делать ступени. Из хорошего, недавно обнаружил, что уже довольно много создали открытых материалов. Значит, можно будет часть занятий строить по принципу перевёрнутого класса — самостоятельное изучение теории, выполнение заданий и онлайн обсуждение как теории, так и заданий.

Если идея курса ЯсноМыслия показалась привлекательной, записывайтесь в список ожидания, как только наберётся группа, стартуем.

1216 words