Проблема Геттиера
Эту страницу предлагается переименовать в Проблема Гетье.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/27 января 2018.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии. Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
|
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
|
Проблема Геттиера — это проблема которая ставит под сомнение традиционной подход философии к понимаю знания. В рамках традиционного подхода философии, знание - это истинное и обоснованное мнение.
В своей статье « Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?» 1963 года, которая состояла всего из трех страниц, Геттиер описывает проблемы, в которых мнение человека является верным и подтвержденным некоторыми доказательствами, но при этом, в строгом смысле, не является знанием.
По Платону необходимо соблюдать три условия знания - тройственная теория знания, из которой следует что знание - это истинное и обоснованное мнение. Существует три условия тройственной теории знания: мнение, истина, обоснование.
Содержание
История
Вопрос о знании существует с тех пор, как появилась сама философия. Самым первым этот вопрос был поднят Платоном. Геттиер не был первым, кто поднял эту проблему в философии, ранее её упоминали Алексиус Мейнонг и Бертран Рассел. По Платону необходимо соблюдать три условия знания - тройственная теория знания, из которой следует что знание - это истинное и обоснованное мнение. Существует три условия тройственной теории знания: мнение, истина, обоснование.
Контрпримеры
Аргумент Геттиера против традиционного подхода к пониманию знания, представляет собой два контрпримера которые показывают нам, что если у кого-либо есть истинное и обоснованное мнение, то оно вовсе может не является знанием.
Должна присутствовать определенная совокупность условий необходимых и достаточных для того, чтобы знание получить:
S знает, что Р если и только если:
(i) Р истинно;
(ii) S уверен в том, что Р,
(iii) S имеет право быть уверенным в том, что Р истинно.
Именно это утверждение и подвергается критике
Пример 1
Случай некоего Смита и Джонса, которые ищут определенную должность. Смит знает от главы компании, что в кармане Джонса 10 монет, и что именно Джонс получит должность.
Геттиер пишет, что из этого Смит делает вывод о том, что у человека который получит должность в кармане будет лежать 10 монет. Смит убежден в истинности сделанного им вывода так сам недавно пересчитал монеты в кармане Джонса. Хитрость заключается в том, что слова главы компании являются неверными и на работу берут Смита, (но при это вывод Смита является верным) и у Смита в кармане находится 10 монет ( о чем он не подозревал). Из этого следует, что верование Смита о том, что работу получит человек с 10 монетами, оказалось истинным, но это никак не может являться знанием. Таким образом, основываясь на Геттиера, Смит не обладает знанием, обладая истинным и обоснованным мнением.
Пример 2
Смит имеет основания для того чтобы утверждать, что у Джонса есть «Форд». Смит в этом уверен, так как он помнит, что у Джонса всегда был «Форд», и Джонс только что предложил подвезти Смита, сидя за рулем «Форда». Теперь, предположим, что у Смита есть друг - Браун, и Смит предполагает, что Браун сейчас в Барселоне(никаких обоснований для этого не имея). Из чего делает выводы: либо у Джонса есть «Форд», либо Браун в Барселоне. Хитрость заключается в том, что у Джонса нет «Форда» - он взял его на прокат, а Браун по чистой случайности оказался в Барселоне. Опять же мнение о том, что Браун в Барселоне было истинным, но не является знанием.
Выводы
Объект может обладать истинным убеждением и у него могут быть достаточно хорошие основания придерживаться его, но при этом у него может не быть знания. Рассмотрев два контрпримера Геттиер показал что тройственная теория знания является ошибочной. Примеры различаются небольшими деталями, но они имеют и общее. Есть вероятность ошибки при наличии обоснования (мнение может быть ошибочным) У Геттиера мнение получает обоснование, но по случайности - играет роль фактор случайности.
Разрешение проблемы Геттиера
Существует четыре теории которые могут скорректировать тройственную теорию знания.
1)Некоторое условие которое говорит о том, что ложного мнения не существует
2)Наличие взаимосвязи между мнением и знанием
3)Некоторое условие, которое говорит о том, что всякое мнение должно быть подкреплено абсолютно точной причиной
4)И некоторое «условие оспоримости» (мнение будет считаться знанием пока не существует такого обоснования, которое могло бы указать на обратное)
Примечания
Ссылки
http://fitelson.org/proseminar/gettier.pdf
http://intelros.ru/pdf/eps/2010_04/12.pdf
Клейман, Пол - Философия. Краткий курс